ЕРЕВАН, 23 янв – Sputnik. Казалось бы, кто пойдет в музей посмотреть на сто или тысячу драмов образца 90-х годов? Но попробуем вспомнить, и увидим, что они почти стерлись у нас из памяти. А то, что 100 драмов когда-то были купюрой, многие, скорее всего, забыли, а молодежь, возможно, даже не слышала.
Образцы армянских драмов 1993 года в Музее истории Армении
© Sputnik / Aram Nersesyan
Чтобы восполнить этот пробел, Центробанк сегодня подарил Музею истории Армении комплекты армянских драмов всех трех поколений, начиная с 1993 года. Музей получил в дар и книгу бывшего главы ЦБ, покойного Исаака Исаакяна об истории государственного банка Армении (за точку отсчета взят 1893 год, когда в тогдашней Эривани было открыто отделение Государственного банка Российской Империи).
Книга экс-главы ЦБ Армении Исаака Исаакяна "История государственного банка Армении: 1893-2003", подаренная Музею истории Армении
© Sputnik / Aram Nersesyan
Для любой страны денежная единица – один из важнейших атрибутов государства, и история денег должна напоминать о пути, пройденном страной, отметил во время вручения подарков член совета Центробанка Давид Наапетян, передавший коллекцию купюр директору Музея истории Давиду Погосяну.
Директор Музея истории Армении Давид Погосян принимает в дар от Центробанка Армении купюры армянских драмов (с 1993 года до наших дней) (23 января 2024). Еревaн
© Sputnik / Aram Nersesyan
Об интересе к этой истории можно судить по тому, как много посетителей привлекает выставка, открытая в музее к 30-летию армянского драма, заметил Погосян - напомнив, что в конце этой недели выставка завершится, хотя в будущем, пообещал он, музей постарается ее повторить.
Армянская женщина, озолотившая нас
Пока выставка открыта, гости из ЦБ решили воспользоваться моментом и посмотреть ее. Экспонаты свидетельствуют, что деньги (любые) всегда были не только платежным средством, но и символом благополучия.
Член совета Центробанка Армении Давид Нагапетян и директор Музея истории Армении Давид Погосян на экскурсии, посвященной 30-летию создания национальной валюты (23 января 2024). Еревaн
© Sputnik / Aram Nersesyan
Например, 150-200 лет назад в Армении ценным подарком для женщины считались монисто (покрывавшие лоб подвески из монет), где в середине подвешивали серебряные рубли с царским портретом. Но особым шиком были австрийские дукаты Франца-Иосифа: состоятельные люди специально выписывали их на украшения своим женам и дочерям. Поэтому практически все дукаты, найденные в Армении, проколоты: мужчины предпочитали не прятать их в сундуках, а "озолотить" своих женщин. А вот в 90-е годы уже армянская женщина (пусть и богиня) озолотила всех нас.
Член совета Центробанка Армении Давид Нагапетян и директор Музея истории Армении Давид Погосян на экскурсии, посвященной 30-летию создания национальной валюты (23 января 2024). Еревaн
© Sputnik / Aram Nersesyan
"Вся эта символика, быть может, осталась и в наши дни. Во всяком случае, я до сих пор помню, из своей первой зарплаты 1997 года, 5-тысячные купюры с головой богини Анаит", – с улыбкой отметил Наапетян в беседе с музейными сотрудниками (еще бы не помнить: на 5 тысяч драмов тогда можно было купить 3-4 кило говядины).
Братьев Орбели мы так и не увидели, а Сарьяна – спустя годы
Центробанк также подарил музею эскизы купюр, которые составил покойный Ашот Манукян (соавтор дизайна армянских купюр первых двух поколений). По этим эскизам видно, как сложно было выбрать изображения для второго выпуска купюр. В 1993 все было более-менее ясно: на самой дорогой купюре в 5000 драмов изобразили ту самую богиню Анаит (надо же было показать, в каком почете у нас женщины!). Но вот со второго выпуска на купюрах стали изображать великих армян. Как тут выберешь, кого на каком номинале изобразить?
Эскизы для купюр армянских драмов серии 1996 года, не введенные в оборот
© Sputnik / Aram Gareginyan
Вот на эскизе 500-драмовой купюры изображен Арам Хачатурян, а 1000-драмовой – Виктор Амбарцумян. Потом эти купюры превратились в 50 и 100-драмовые.
Эскизы для купюр армянских драмов серии 1996 года, не введенные в оборот
© Sputnik / Aram Gareginyan
А вот и 100-драмовая купюра с портретом Мартироса Сарьяна и фрагментом картины "Армения" на обороте: через несколько лет, с некоторыми изменениями, мы ее увидели уже как 20-тысячную. Сохранились и карандашные наброски Манукяна с тремя портретами Сарьяна: в молодые годы, в зрелости и в старости (как известно, выбран был последний).
Эскизы для купюр армянских драмов серии 1996 года, не введенные в оборот
© Sputnik / Aram Gareginyan
А вот братьев Левона и Иосифа Орбели мы на купюрах так и не увидели, хотя в эскизе 1996 года Манукян изобразил их на 5-тысячной (хотя почему-то без Рубена Орбели, старшего из братьев).
"Вдобавок ко всему, мы подарили музею комплект драмов самого свежего образца, да и их без надписи "образец", то есть действующие. Ведь однажды и они станут историей”, –отметил в беседе со Sputnik Армения специалист ЦБ Геворг Туманян.
Коллекционеры уже не те
Советских рублей и армянских драмов в музее не хватало еще и потому что никто не видел в них коллекционной или тем более музейной ценности, отмечают работники музея. Рубли царской России, первой Республики Армения, первые советские "червонцы" с готовностью приносили в музей и коллекционеры, и обычные люди, которые, например, находили их в стенах или подвалах дедовских домов. Но с конца 1920-х годов в музее наступает "денежный пробел".
Банкнота номиналом 5000 рублей 1921 года в Музее истории Армении
© Sputnik / Aram Nersesyan
Конечно, едва ли кому-то из нас придет в голову достать из кошелька 5 или 10 тысяч, отнести их в музей и объявить: "Дарю! ". Настолько же странно это смотрелось бы в советское время. Но прошли годы, денег никто не дарил (в том числе государство), и купюры разных поколений нельзя было найти не только в обиходе, но и в музее.
Исторические банкноты в Музее истории Армении
© Sputnik / Aram Nersesyan
А вот в коллекции Центробанка они есть, в том числе советские рубли: и бумажные, с профилем Ленина, и монеты, в том числе коллекционные – например, знаменитые олимпийские рубли, которые сейчас днем с огнем не сыщешь.
Как знать, может быть, однажды в музейных залах выставят и их.