ЕРЕВАН, 23 янв – Sputnik, Марианна Пайтян. В экспертном сообществе неоднозначно восприняли решение армянских властей переименовать школьный учебник "Армянская история" (Հայոց պատմություն) в "Историю Армении". Корреспондент Sputnik Армения побеседовала со специалистами по истории, чтобы выяснить, какие проблемы и опасности, на их взгляд, таит в себе такое изменение.
Премьер-министр Никол Пашинян на днях заявил о том, что предмет "Армянская история", преподаваемый в школах, должен быть переименован в "Историю Армении". Следом за этим с аналогичной инициативой выступило министерство образования, науки, культуры и спорта.
Проблема политическая, а не научная – Айк Демоян
Подобные решения принимаются политиками или государственными органами неспроста. Проблема здесь политическая, а научное обоснование — отсутствует, считает доктор исторических наук, бывший директор Музея-института Геноцида армян Айк Демоян. Прежде, чем вносить такие изменения, надо проводить конференции, дискуссии и только после этого принимать решение.
"Проблема укладывается в политику, которую проводит руководство, пришедшее к власти в 2018 году. Главная мишень – национальная идентичность. Они поставили перед собой задачу подорвать основы страны с однородным этническим составом и устойчивыми ценностями. Армения, как устойчивая структура, становится нежелательной в нынешнем глобалистском мире. Об этом свидетельствует и нынешняя миграционная политика",- отмечает Демоян.
Специалист видит в основе этого решения реализацию одного из турецких предусловий – сделать так, чтобы исторически Армения не воспринималась в более обширных пределах, выходящих также на территорию Турции. Чтобы забылась принадлежность Нагорного Карабаха Армении. По его словам, понятие "Армянская история" подразумевает довольно большой географический регион, в то время как в представлении нынешних властей площадь Армении составляет 29 800 квадратных километров.
"К примеру, в злополучном учебнике истории для 7 класса вы не увидите ни одного памятника Западной Армении. До 2050 года (имеется в виду стратегия реформ Армении до 2050 года) это клише должно быть стерто из наших умов", - говорит он.
Демоян также считает абсурдным замечание премьер-министра Никола Пашиняна о том, что "Армянская история" - это не история армянской государственности.
"Мне ничего не известно о Николе Пашиняне как об историке. Я его знаю, как посредственного политика, пришедшего к власти сомнительным путем", - замечает историк.
Это искусственный, ничего не дающий процесс – Эдгар Ованнисян
Термин "История армянского народа" - это сочетание истории Армении и армянского народа. По мнению кандидата исторических наук, доцента Эдгара Ованнисяна, в основе этого решения лежит определенное недопонимание того, что еще с древних времен в нашем языковом мышлении слово "армянский" воспринималось именно так. Когда Мовсес Хоренаци писал историю армянства, в ней повествование велось не только об истории армянского народа, но и об армянской государственности, о царствах.
"Наши цари, например, киликийские, писали на монетах "Армянский царь", здесь слово "армянский" имело значение государства. Формулировка "История армянского народа" использовалась только в советское время, с момента обретения независимости мы начали использовать в академической среде термин "Армянская история" (Հայոց պատմություն), так же назывались и кафедры. Но это вовсе не означало, что профессиональные кафедры занимались только изучением истории народа, это объединение истории народа и государственности",- говорит историк.
Он подчеркивает, что армянский и Армения — однокоренные слова. Историк считает, термин "Армянская история" прошел проверку временем, и если введение в оборот новых понятий не повлечет негативных последствий, то и положительных результатов точно не даст, поскольку предусматривает отмену сформировавшихся традиций.
Историк указывает еще на одно обстоятельство. Большая часть армянского народа живет за пределами родины, в "Армянской истории" специалисты всегда изучали также историю армянских структур, институтов, общин, живущих за пределами Армении. Поэтому лучшего термина, чем "Армянская история", трудно придумать.
"Я понимаю тенденцию: во всем мире этот предмет называется историей данной страны, а не народа, это логично и понятно, но в нашем случае это понятие объединяет историю армян и Армении", - говорит специалист.
Вопрос также в том, какие задачи будут поставлены в основу исследования предмета, поскольку на протяжении всей нашей истории были периоды, когда государственность обладала более обширными границами, чем современная Армения, были времена, когда территория сокращалась, был также период отсутствия централизованной государственности.