Художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра Армении Сергей Смбатян, который провел целый месяц в УИУ "Армавир", в беседе со Sputnik Армения впервые рассказал о проведенных там днях, трудностях, условиях и об уроне своей репутации. Беседовала Марианна Галстян.
- Вы около двух месяцев были под арестом, что самое важное из этого извлекли?
– Осознал главное — то, что я делаю, чем живу стало гораздо правильнее и ценнее, чем я представлял раньше. Нужно продолжать в том же духе. Представления людей о том, как я прошел через все это, отличаются от того, как я на самом деле это преодолел. Думаю, что негативные моменты в жизни могут помочь все переосмыслить. В моем случае я еще раз убедился, что все делаю правильно.
- Была ли надежда, что справедливость восторжествует?
– Я долго думал об этом, но чем больше думаю, тем меньше понимаю, что такое справедливость. Есть чувство собственного достоинства, есть уверенность в себе и есть эмоциональная среда, которая помогает. Когда мы все делаем правильно, то бытовые проблемы обесцениваются, если идея, в которую вы верите — значимее суеты.
- Дело было в политике?
– В моей жизни все еще есть вопросы, к которым я не обращаюсь даже наедине с собой. Полагаю, что должно пройти какое-то время, прежде чем я пойму, что это был за вопрос. Я не знаю, но дирижеров, добившихся международного успеха и имеющих такой жизненный опыт, как у меня, немного, поэтому пытаюсь представить это как урок, который мог бы помочь мне в разных вопросах. В жизни есть эпизоды, которые должны случиться, но они не должны нас менять. Думаю, у меня это более или менее получилось.
- Повлиял ли этот инцидент на вашу репутацию, особенно за рубежом?
– Повлиять-то повлиял... Другой вопрос, как. Сначала к худшему, но теперь я надеюсь, что к лучшему. Все приглашения, которые у меня были до этого, отменились, но теперь у меня еще больше приглашений. Через 3-4 дня уже объявлю официально, очень большой европейский оркестр пригласил меня сотрудничать. Также было подтверждено, что я продолжу руководить филармоническим оркестром Мальты.
Сейчас люди гораздо более воодушевлены, какое-то время они не могли работать со мной, теперь же можно сказать, что мы все перезапускаем. Репутация музыканта – это его тип, его представления. Очень надеюсь, что все наладится.
- Сложно было без музыки?
–Я ни секунды не прожил без музыки. Пикассо сказал: "Все, что вы можете себе представить, реально", и если человек может слушать музыку, то это - реальность. А я не мыслю себя без музыки.
Концерт Тиграна Мансуряна, приуроченный к прибытию рояля Steinway в Спортивно-Концертный комплекс Армении (26 августа 2020). Еревaн
© Sputnik / Aram Nersesyan
- Чего вам не хватало больше всего?
- Репетиций, пребывания в музыке в физическом смысле.
- Говорят, что условия в УИУ Армении очень плохие...
– В уголовно-исполнительных учреждениях на людей оказывают давление отнюдь не условия. Условия всегда могут быть лучше, этому нет предела, но я не хочу об этом говорить.
- Были ли там те, кто интересовался музыкой, задавал вам вопросы, просил совета?
– Через три дня все уже знали о программе "Симфонический Мансурян". Но многие не знали, что ее автором был я. Ну, я всегда стою спиной к сцене, не все хорошо знали меня в лицо. Но теперь знают. В этом есть положительная сторона.
Сергей Смбатян и его отец были арестованы в конце июля по обвинению в мошенничестве и причинении государству ущерба в особо крупном размере. В конце августа мера пресечения в отношении Сергея Смбатяна была изменена на домашний арест.
В конце октября уголовное преследование дирижера было прекращено. В середине ноября прокуратура Армении вернула Сергею Смбатяну 100 млн драмов (около $250 тыс.), внесенных ранее в качестве залога за освобождение из-под стражи.