Пашинян больше не находит виновных, очередь дошла до Декларации о независимости – Манукян

Один из самых важных и основополагающих для армянского государства документов никогда не был и не может быть причиной внешнеполитических неудач.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ЕРЕВАН, 2 фев – Sputnik. Зампред партии "Армянский национальный конгресс", экс-депутат парламента Арам Манукян назвал блефом и стремлением избежать ответственности слова премьера Никола Пашиняна о новой Конституции и отказе от Декларации о независимости.
Для политика, зачитавшего Декларацию о независимости на заседании Верховного совета Армянской ССР в августе 1990 года, данный документ является самым достойным и почетным в истории Армении. А отказ нынешних властей от столь важного идеологического и политического фундамента армянской государственности не выдерживает никакой критики.
Премьер 19 января заявил, что стране нужна новая Конституция, которая сделает страну "более конкурентоспособной и жизнеспособной в новых условиях". А в интервью Общественному радио 1 февраля премьер фактически дал понять, что в новой Конституции не должно быть отсылки к Декларации. И если политика Армении будет зиждиться на Декларации о независимости, на воссоединении Нагорного Карабаха и Республики Армения, то начнется война и мира никогда не будет. Как известно, в преамбуле нынешней Конституции отмечается, что она принята на основании принципов, закрепленных в Декларации. Принятая в 1990 году Декларация в качестве фундаментального принципа указывает на решение Верховного совета Армянской ССР и Национального совета Нагорного Карабаха о воссоединении.
"Для Пашиняна стало привычкой искать виновных в каждой неудаче и каждом провале. Видимо, сейчас он дошел до того, что больше некого винить, и Пашинян перешел к документам 30-летней давности. Это инфантилизм и примитивный подход – считать, что корень проблем заключается в основополагающих, государствообразующих документах страны", - говорит Манукян.
Политик заявил, что в течение года после принятия Декларации дипломатические отношения с Арменией установили 60 стран, а страна стала полноправным членом всех ключевых международных структур, и ни одно государство, ни одна организация не упрекнула тогда Армению в каких-то территориальных претензиях к соседу. Армению не обвиняли и тогда, когда она победила в навязанной ей войне и освободила 12 тыс. кв. километров территории. Более того, Армения в те годы умудрялась завозить зерно из Турции, когда "братский" Азербайджан терял территории. Также Армения из Сирии – влиятельной страны арабского мира – завозила топливо.
Манукян заявил, что не хочет говорить о возможных последствиях отказа от Декларации, он надеется, что этот вопрос в конечном итоге выйдет из повестки. Тем не менее власти Армении глубоко ошибаются, считая, что для изменения государственной политики нужно трогать Декларацию.
"Декларация о независимости устанавливала непрезидентскую систему правления в стране. Высшей властью тогда считался Верховный совет. Через год возникла необходимость в создании института президента, Левон Тер-Петросян был избран первым президентом. Но это не означает, что мы убрали соответствующий пункт в Декларации. В документе, например, есть такие строчки: "Вооруженные силы подчиняются Верховному совету". Но когда мы избрали президента, верховным главнокомандующим стал президент, то есть армия уже подчинилась ему. Никому в голову не пришло снять этот пункт из Декларации", - объясняет зампред АНК.
Манукян напомнил еще об одном ключевом документе, принятом на заре независимости. Речь идет о решении Верховного совета Армянской ССР и Национального совета Нагорного Карабаха о воссоединении. Оно было принято 1 декабря 1989 года. Несмотря на данное решение, в 1992 году Армения стала членом ООН с территорией в 29,8 тыс. кв. километров, т.е. без Нагорного Карабаха. За несколько месяцев до этого, 10 декабря 1991 г., Нагорно-Карабахская автономная область путем референдума провозгласила Нагорно-Карабахскую республику. И хотя Нагорный Карабах, как можно заметить, отклонился от соответствующего пункта в Декларации, это не означает, что документ был денонсирован.
Манукяну непонятно, почему Ильхам Алиев должен решать, какую Конституцию иметь Армении, непонятно, кто дал ему право вмешиваться в процесс государственного строительства Армении. Президент Азербайджана за несколько часов до выхода упомянутого интервью Пашиняна заявлял, что мирный договор с Ереваном может быть подписан только после изменений в армянскую Конституцию. Такое поведение Алиева армянский политик считает признаком слабости властей Армении. Ереван идет на поводу у требований, угроз и шантажа Баку, уступая все новые позиции и сдавая собственные интересы.