Зимой и летом, в любую погоду, врачи клиники детской и неонатальной реаниматологии больницы "Мурацан" Ереванского государственного медуниверситета добираются в самые отдаленные населенные пункты Армении, спасая жизни новорожденных в возрасте от 0 до 28 дней.
Большой резонанс в сети получил случай, когда реаниматолог отказалась от госпитализации после аварии, чтобы успеть на вызов в районную больницу и помочь младенцу. О неонатологе Мери Хачатрян и клинике, в которой она работает - в нашем материале.
Клиника детской и неонатальной реанимации университетской больницы ЕГМУ "Мурацан"
© Sputnik / Aram Nersesyan
Кто они
Клиника детской и неонатальной реаниматологии - единственная подобная служба республиканского значения, осуществляющая доставку из областей в Ереван младенцев в возрасте от 0 до 28 дней, находящихся в тяжелом и крайне тяжелом состоянии. Реанимобили перевозят детей не только в свою клинику, но, в случае перегруженности, также в другие роддома с соответствующим оснащением.
Руководитель Клиники детской и неонатальной реанимации университетской больницы ЕГМУ "Мурацан" Грант Калентерян
© Sputnik / Aram Nersesyan
Руководитель клиники Грант Калентерян поясняет, что проблема не в том, что областям уделяется мало внимания или региональные врачи плохие, просто таков принцип организации здравоохранения во всем мире.
"Это довольно дорогостоящая услуга, одно место (предназначенное для одного пациента) стоит 40-45 тысяч евро. Требуются очень серьезные аппараты, обслуживание которых тоже довольно дорогое", - рассказывает врач.
Ежегодно из областных медцентров в Ереван перевозят более 600 детей, 96% из которых выживают. Клиника обслуживает даже самые отдаленные населенные пункты республики – от Мегри до Ашоцка.
Клиника детской и неонатальной реанимации университетской больницы ЕГМУ "Мурацан"
© Sputnik / Aram Nersesyan
"7 лет назад мы ввели новшество, за что получили даже президентскую награду. Учитывая ситуацию на дорогах и погодные условия, мы приобрели внедорожники и переделали их. Более компактные, по сравнению с микроавтобусом, машины вибрируют гораздо меньше, результатом очень довольны", - рассказывает руководитель клиники.
За последние 7 лет из областей было перевезено 4002 ребенка, а случаев опозданий на вызов было всего 2, когда дороги были непроходимыми. Врач подчеркивает, что эта работа требует сильных волевых качеств, ведь добраться до Капаны в снежную бурю под силу не каждому.
Реаниматологи клиники перевозят младенцев (до месяца) даже внутри Еревана из одного медцентра в другой. "Поскольку в крупных роддомах Еревана есть реанимационные отделения, мы редко перевозим детей из этих медцентров к себе, но, тем не менее, 60-70 таких случаев в год бывает", - отмечает он.
В клинику новорожденные поступают с разными проблемами: от недоношенности до врожденных пороков и т.д.
Авария и спасенный ребенок
Внедорожники, переоборудованные клиникой, достаточно прочные, благодаря чему произошедшая уже второй раз авария имела благоприятный исход. В прошлый раз машина попала в ДТП, когда малыш был уже в машине. В результате происшествия ни медперсонал, ни ребенок не пострадали. На этот раз, 28 января, авария произошла, когда врачи спешили на помощь.
Доктор Мери Хачатрян направлялась в роддом города Раздан, чтобы помочь младенцу с проблемами дыхания. В результате ДТП водителя сразу увезли на машине "скорой помощи", у него были переломы. А врач, получив ушибы, предпочла поехать к маленькому пациенту - нашлись люди, которые помогли отвезти ее с медсестрой в роддом.
Состояние малыша было крайне тяжелым, его жизненные показатели были снижены, потребовался переход на искусственное дыхание: доктор Мери интубировала ребенка и его — уже на другом реанимобиле — перевезли в "Центр здоровья матери и ребенка". Малыша спасли. Только после этого врач сама обратилась за медпомощью.
"До сих пор есть болевой эффект, но тогда я ничего не чувствовала", - говорит врач.
Доктор Клиники детской и неонатальной реанимации университетской больницы ЕГМУ "Мурацан" Мери Хачатрян
© Sputnik / Aram Nersesyan
Мери смущена тем, что ее история получила такой резонанс. Говорит, что это несправедливо. Ежедневно ее коллеги в сложнейших условиях спасают жизни детей, но лишь ее имя оказалось на слуху.
"Я не герой и не волшебник, я просто врач", - говорит она и добавляет, что каждая спасенная детская жизнь дает им силы работать дальше.