ЕРЕВАН, 26 фев — Sputnik. Политические шаги Армении напоминают акт самопожертвования, а не продуманную стратегию. Об этом заявил в беседе со Sputnik Армения политтехнолог Виген Акопян, комментируя возможный визит президента Украины Владимира Зеленского в Армению.
Ранее в армянской прессе появилась информация о том, что Зеленский в ближайшее время посетит Ереван, по некоторым сведениям, визит состоится уже 4 марта. МИД Армении не опроверг, но и не подтвердил это, заявив, что "информация о визитах на высшем уровне предоставляется в надлежащие сроки". Согласно сообщениям СМИ, визит – региональный: Зеленский планирует посетить и Баку. Однако официального подтверждения этой информации пока нет.
"Сомнительно, что визит принесет Армении выгоды в аспекте безопасности. В то же время, как отмечают российские эксперты, для Москвы он символизирует "переориентацию Армении в сторону оппонента'", - поделился мнением Виген Акопян.
Особенно, это актуально с учетом того, что украинский вопрос, довольно чувствительный для России – как для политического истеблишмента, так и для общества.
"Это может привести к тому, что в случае возможной эскалации с Азербайджаном, Москва будет рассматривать заявления Еревана (что он не является союзников Москвы по Украине) и визит Зеленского как легитимные основания для невыполнения даже своих формальных союзнических обязательств", - сказал Акопян.
Политтехнолог предупреждает о серьезных рисках для Армении, учитывая отсутствие "на земле" альтернативных союзников и недостаточный вес политических деклараций. С недавними заявлениями Пашиняна о возможных агрессивных действиях со стороны Азербайджана, вопрос о том, кто будет поддерживать Ереван "физически" становится крайне актуальным.
Что касается самой Украина, то в текущей ситуации она неспособна выступить в роли сколь-либо значимого союзника для Армении - ни в экономическом, ни, тем более, в военно-политическом плане. Вероятный визит Зеленского, таким образом, больше похож на скрытую провокацию.
Акопян предполагает, что цель визита также может заключаться в создании дилеммы для России в случае новой эскалации или конфликта с Азербайджаном, например, из-за вопроса анклавов или пресловутого "коридора". России тогда придется выбирать между активным вмешательством или полным нейтралитетом.
Акопян указывает на сложность этого выбора, который может превратить регион во "второй фронт", и предполагает, что Запад, стремясь "распылить" российские ресурсы, может видеть в визите Зеленского способ оказать давление на Москву.
Политтехнолог отмечает, что после победы в 2020 году, Азербайджан значительно укрепил свои позиции по сравнению с Арменией, расширяя свои возможности в диалоге с Москвой с одной стороны, с другой - имея более мощные рычаги влияния на Запад. Все это обусловлено не только историческим контекстом, но и наличием реальных экономических интересов, связанных с энергоресурсами, которые делают его отношения с Западом особенно ценными и практически ориентированными.
"С той же Францией отношения у Азербайджана завязаны на практических интересах, в то время как с Арменией они носят, скорее, декларативный характер. Я не ставлю под сомнение дружественное отношения Франции к Армении и армянскому народу, но есть сухие цифры. В одном месте говорят, в другом – действуют", - сказал Акопян.
Он подчеркивает, что, несмотря на дружественные заявления Парижа в адрес Еревана и армянского народа, реальное взаимодействие и экономические связи с Азербайджаном говорят сами за себя.
Акопян критически оценивает действия армянских властей, считая их лишенными глубокого стратегического планирования и рационального подхода. Он подчеркивает важность тщательного анализа последствий каждого шага, особенно в дипломатии, где важно понимать потенциальные риски и выгоды.
Комментируя утверждения о том, что визит Зеленского является демонстрацией суверенитета Армении, Акопян отмечает, что такое представление кажется наивным. По его мнению, настоящий суверенитет строится через экономическое развитие, укрепление обороны, активную дипломатию и надежные союзы, а не через символические жесты.
"А подобные действия, которые больше похожи на акт самосожжения какого-то активиста, не имеют отношения к государственному прагматизму. Особенно, когда под этим нет никакого расчета", - сказал Акопян.
Эксперт опасается, что за подобными действиями стоит стремление отдельных лиц обеспечить себе гарантии личной безопасности, причем эти гарантии остаются лишь на словах, не будучи подкрепленными реальными действиями или обязательствами.