Сколько нужно времени, чтобы понять эффективность реформы образования в Армении: эксперт

Ранее глава Минобрнауки написала в соцсети об эффективности государственного стандарта общего образования. А какова оценка экспертов?
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ЕРЕВАН, 27 фев – Sputnik, Нелли Даниелян. Прогресса в плане качества образования в Армении пока не видно. Об этом в беседе со Sputnik Армения заявил эксперт в области образования Сероб Хачатрян, комментируя недавнюю оценку, озвученную министром образования, науки, культуры и спорта.
Глава МОНКС Жанна Андреасян на днях опубликовала в соцсети результаты проведенной в Тавушской области оценки государственного стандарта общего образования, согласно которым на образовательные цели в школе отводится всего 8,5 лет из 12. Иными словами, за оставшиеся 3,5 года, проведенные в школе, они ничему не учатся. Причем, эффективное время, потраченное на приобретение знаний, в 2015 году составляло 8 лет, то есть сейчас оно увеличилось на 0,5 года. Министр считает повышение эффективности успешным результатом реформы стандарта общего образования.
Эксперт, однако, в своих оценках намного осторожнее. По его убеждению, при помощи одних только стандартов обеспечить результат невозможно.
Есть много других факторов: среди них развитие экономики страны, улучшение благосостояния семей, атмосфера в стране. То есть, только наличие стандарта не может поднять качество образования , полагает Хачатрян.

"Уровень грамотности продолжает снижаться, в старших школах посещаемость детей неудовлетворительна, занятия нормально не проводятся. Дети чаще всего занимаются с репетиторами. Качество образования в Армении во многом определяется именно индивидуальными занятиями — факт, который мы постоянно игнорируем. Многие дети с раннего возраста берут частные уроки, и зачастую мы представляем их уровень грамотности как результат школьного образования", - сказал Хачатрян, добавив, что ярким тому подтверждением являются растущие с каждым днем в Армении частные образовательные центры, где детям помогают выполнять домашние задания.

Хачатрян предлагает чиновникам учесть фактор частных занятий при расчете периода обучения, полученного в рамках общеобразовательного учебного процесса.
"Конечно, фактор частных платных занятий оценить достаточно сложно, для этого необходимо провести очень масштабное исследование. Но даже невооруженным глазом видно, что дети массово занимаются у репетиторов. И это создает цепную реакцию: если один занимается, то и другой вынужден заниматься, чтобы "соответствовать". В этом случае сильно страдают дети из малообеспеченных семей, которые никак не смогут воспользоваться этой возможностью", - отмечает эксперт.
А насколько оценка министра соответствует реальной ситуации, по мнению эксперта, станет ясно лишь спустя некоторое время, поскольку государственный стандарт общего образования внедрен во все школы Армении с этого года, и его результат будет виден как минимум через 1,5 года.
Пашинян выступил с новой инициативой по управлению вузовскими зданиями
Государственный стандарт общего образования был принят 3 года назад, в феврале 2021 года. После этого Министерство образования, науки, культуры и спорта приняло этот документ за основу для всех предметных программ и стандартов.
Отметим, что стандарт определяет 7 образовательных отраслей и 4 предмета.
Из предметов – это "Армянский язык и литература", "Математика", "История Армении", "Иностранный язык". Все эти предметы имеют фиксированное количество часов во всех школах Армении. Отрасли - "Армянский язык и литература", "Родиноведение", "Иностранные языки", "Естественные науки, информационные и коммуникационные технологии, инженерия, математика", "Общество, социальные науки", "Искусство и ремесла", "Физическое образование и безопасная жизнедеятельность".