ЕРЕВАН, 1 мар — Sputnik. Представители Армении и Азербайджана на дипломатическом форуме в Анталье изложили свои видения развития коммуникационных связей на Южном Кавказе.
В частности, вице-спикер армянского парламента Рубен Рубинян заявил, что Армения не просто так инициировала проект "Перекресток мира", он, по его словам, направлен на разблокирование коммуникаций.
Рубинян отметил, что цель Армении в том, чтобы Южный Кавказ стал "перекрестком мира", и заверил коллег в гарантиях безопасности прохождения товаров по своей территории. По его словам, Ереван никогда не соглашался предоставить Азербайджану коридор по своей территории.
"Азербайджан продолжает использовать термин "Зангезурский коридор". В Армении нет административно-территориальной единицы под названием Зангезур. Армения никогда не соглашалась дать доступ Азербайджану к каким-либо коридорам на своей территории. Мы хотим разблокировать коммуникации Южного Кавказа на основе суверенитета, территориальной целостности наших стран", - сказал он.
Он пояснил, что Армения недавно создала подразделение в рамках СНБ, работа которого направлена на обеспечение безопасности коммуникаций.
В свою очередь помощник президента Азербайджана по вопросам внешней политики Хикмет Гаджиев заявил, что Азербайджан хочет облегчить доступ к Нахиджевану и ведет обсуждение разных моделей в этой связи. Он также упомянул важность развития Среднего коридора для региона и главного катализатора проекта - железную дорогу Баку-Тбилиси-Карс.
"Азербайджан начал наращивать потенциал грузинского сегмента железной дороги, мы также договорились с нашими турецкими партнерами, чтобы продвинуть проект в Нахиджеван, таким образом мы сможем обеспечить региональную связь", - сказал он.
Он также указал на роль Южного Кавказа в качестве связующего звена между Китаем и странами ЕС.
Гаджиев изложил позицию Баку по поводу пути, соединяющего нахиджеванскую автономию с основной территорией Азербайджана через Армению. В частности, он коснулся Калининградской модели, предложенной израильским специалистом по международному праву и международной политике Михаилом Финкелем в 2021 году, назвав его потенциальным решением.
Официальные лица Армении пока не отреагировали на заявления Гаджиева.
В основе "калининградской модели" лежит, скорее, политический компонент, нежели логистический. Дело в том, что после распада СССР Литва (как и остальные республики Союза), получила независимость, а Калининград, будучи эксклавом России, потерял связь с основной частью страны.
В 1997 году между Литвой и РФ было подписано соглашение о границе. Россия ратифицировала его после того, как была достигнута договоренность о безвизовом транзите грузов в Калининградскую область. В совместном заявлении ЕС и РФ в 2002 году говорилось, что транзитный режим не будет ограничивать суверенное право Литвы осуществлять необходимый контроль и вводить запрет на въезд на свою территорию.
Однако в 2022 году власти Литвы ограничили перевозки санкционных грузов по железной дороге в Калининградскую область посредством квот (включают строительные материалы, древесину, металлы, цемент, икру и алкоголь).