ЕРЕВАН, 7 мар – Sputnik. За 2024 год налоговые декларации должны будут сдать около 120 тысяч человек. Об этом заявила на пресс-конференции сотрудник управления информационных технологий Комитета госдоходов Лусине Айвазян.
До 1 мая 2024 года за 2023 год должны будут отчитываться резиденты Армении, работающие в государственном и муниципальном аппарате, участники (акционеры) компаний, зарегистрировавших выручку более чем в 1 млрд драмов (чуть меньше $2,5 млн), а также граждане, получившие займы (не кредиты) на сумму 20 млн драмов и более.
Для того, чтобы подавать декларацию, нужно идентифицироваться в электронном режиме. Сделать это можно разными способами: войти в национальную систему электронной идентификации "Ес ем" ("Я"), либо открыть личный кабинет на сайте Комитета госдоходов.
Зарегистрироваться можно и через id-карту (если она оснащена чипом) и считывающее устройство или через sim-карту. Во втором случае нужно посетить офис обслуживания любого мобильного оператора.
Электронные системы налоговых деклараций будут доступны в виде мобильного приложения и вэб-версии (через сайт). Айвазян напомнила, что большая часть деклараций будет генерироваться автоматически, на основе баз данных Комитета, и пользователю только останется принять эти данные или скорректировать их.
Без идентификации подать электронную декларацию будет невозможно, а указанной группе граждан нужно будет сделать это до 1 мая, напомнила она.
Возврат из налогов (то есть налоговые кредиты) полагается в пределах 100 тысяч драмов (чуть меньше $250), в качестве компенсации расходов на образование и здравоохранение. По расходам на образование можно получить компенсацию максимум на 100 тыс драмов, на здравоохранение – максимум на 50 тысяч, но по обоим направлениям вместе – не более 100 тысяч (то есть, получив 50 тысяч по линии здравоохранения, можно получить не более 50 тысяч по линии образования). В этой связи представитель управления методики администрирования Комитета госдоходов Ашот Семерджян в ходе пресс-конференции, уточнил, что из медицинских расходов компенсации будут подлежать только расходы в рамках соцпакета госслужащих, и только в части расходов, сделанных для членов семьи.
Чтобы получить налоговый кредит, нужно обратиться к организации (вузу, больнице и т. д.), где была сделан выплата. Организация выпишет и направит в налоговую службу соответствующий счет по электронной системе инвойсов e-invoicing (то есть от гражданина больше никаких действий не потребуется).
Семерджян также напомнил, что с 2025 года декларацию за 2024-й должны будут подавать все наемные работники (в том числе работающие по гражданско-правовым договорам), а с 2026 года – все совершеннолетние резидента РА (включая пенсионеров, а также иностранных граждан-резидентов).