Во время войны 2020 года, когда в Степанакерте срабатывала сирена тревоги, 35-летняя Аревик брала ребенка на руки, громко пела и танцевала, чтобы годовалая Инна воспринимала все происходящее как игру, не пугалась. Она вспоминает, что ее муж Грант не терял самообладания даже в самых сложных ситуациях. Став отцом, он начал внимательнее относиться к возможным опасностям, ответственности стало больше.
Семья Гранта Овсепяна, погибшего при взрыве в Арцахе
© Photo : provided by Arevik Hakobyan
"Когда он видел маленьких детей, оставшихся без отца, говорил: как это ужасно, ребенок родился, и даже отца не видел... То же самое произошло с ним", - говорит Аревик.
История семьи Гранта Овсепяна и Аревик Акопян началась со служебного романа. Они работали в Комиссии по регулированию общественных услуг и экономической конкуренции, поженились, вместе прошли через множество трудностей. И семь лет не имели детей.
Семейная фотография Гранта Овсепяна и Аревик
© Photo : provided by Arevik Hakobyan
"Я была в отчаянии, уже устала бороться. Однажды сказала: если не забеременею до Нового года, возьмем ребенка из детдома. Другой на его месте мог бы и возразить, но Грант согласился, а в январе выяснилось, что я беременна", - рассказывает Аревик.
Родилась Инна. Грант был очень заботливым мужем, а стал еще более заботливым отцом.
В блокадные дни в семье Гранта и Аревик снова произошло чудо: оказалось, что они снова станут родителями.
Грант, Аревик и родственники забирают Инну домой из родильного отделения
© Photo : provided by Arevik Hakobyan
"В какой-то момент задумалась о том, что живем в тяжелые времена, не знаем, что ждет впереди... Но Грант сказал: "Не говори и не думай о плохом, все будет хорошо", - вспоминает она.
У них был магазин, в нем люди в дни блокады отоваривались по талонам. В сентябре 2023 года, когда жители города спускались в подвалы, чтобы защититься от обстрелов, Грант стал раздавать своим клиентам все, что было в магазине. Аревик собирала и хранила слова благодарности мужу, которые люди писали в соцсетях.
Маленькая Инна, дочка Гранта Овсепяна, погибшего при взрыве в Арцахе
© Sputnik / Aram Nersesyan
А 25 сентября 2023 года Грант сам уложил дочку спать, вышел из дома, пообещав скоро вернуться. Потом отправил жене сообщение о том, что едет за бензином. Зачем он отправился туда, Аревик до сих пор не понимает: у них был запас бензина, его хватило бы, чтобы выехать из Карабаха.
"Было очень тревожно в тот день. И вдруг увидела записи в соцсети: "новая катастрофа в Карабахе на топливном складе"... Я вспомнила sms Гранта и мне стало дурно. Беременная, я вышла из дома, было темно, сверкали молнии, гремел гром, я остановила попутку и начала ездить по всем больницам: второй была детская. Это было ужасно, я бегала вверх-вниз 4 этажа, зовя Гранта, думала, что если он там, то отзовется. Люди были неузнаваемы от полученных ожогов...", - рассказывает Аревик.
Не получив никаких известий о Гранте, Аревик была вынуждена на следующий день улететь в Армению с дочкой на вертолете. Другого выбора не было. Она молила о чуде, о том, чтобы Грант оказался среди раненых, которых перевозят на вертолетах. Но чуда не произошло. Целый месяц ждали новостей о нем.
Аревик с Инной и маленьким Грантом
© Sputnik / Aram Nersesyan
"Сначала я была обижена на Бога, потом попыталась смириться... Попросила, чтобы нашлись хотя бы какие-нибудь останки. В тот же день пришел результат анализа ДНК", - говорит Аревик.
На сороковой день после смерти отца родился маленький Грант...
Аревик и ее дочь Инна пользуются программами социальной поддержки, предназначенными для вынужденных переселенцев из Карабаха, маленький Грант пока какой-либо помощи не получает, так как родился уже в Армении. Аревик собрала необходимые документы и ждет пособия на ребенка.
Семейные фотографии Гранта Овсепяна, погибшего при взрыве в Арцахе
© Sputnik / Aram Nersesyan
Что касается жертв взрыва, произошедшего на топливном складе в Карабахе, то Армения до сих пор не предоставила им никакого статуса, и для их семей не разработана отдельная программа соцподдержки.