ЕРЕВАН, 23 мар – Sputnik. За действиями властей Армении стоят британо-турецкие круги, а грозящее потерей суверенитета торпедирование армяно-российских отношений вписывается в эту концепцию. Об этом в беседе со Sputnik Армения заявил представитель Республиканской партии Армении Эдуард Шармазанов.
Он напомнил, что еще в 2018 году советник президента США (Дональда Трампа — ред.) по национальной безопасности Джон Болтон напрямую заявил Николу Пашиняну о том, что Армения должна избавиться от "исторических шаблонов".
По словам Шармазанова, Пашинян превращает Армению в "антиРоссию", и это выгодно двум силовым центрам: первый, региональный – это Анкара, а второй – это англо-саксонские, или британские круги. Фактически, заявление замминистра обороны королевства Джеймса Хиппи о том, что Великобритания признает решение властей Армении о заморозке членства в ОДКБ и готова оказать поддержку перед лицом "исходящих от России угроз", говорит само за себя - Лондон указывает на Москву и не видит проблему с Турцией и Азербайджаном, отмечает наш собеседник.
"Цель Запада — не укрепление суверенитета Армении и борьба с Азербайджаном, а открытие второго фронта на Южном Кавказе против России и Ирана", - сказал он.
Комментируя заявления Пашиняна в Тавуше, в частности, об угрозе неминуемой войны в случае невыполнения навязанных Азербайджаном уступок, Шармазанов сказал, что никогда не слышал второго такого случая в истории, когда глава государства шантажировал бы собственный народ войной.
Политик указал на тот факт, что Пашинян пришел к власти, когда было два армянских государства, площадью 42 тысячи квадратных километров, а сегодня даже 29 тысяч кв. км оказались под вопросом.
"Никол Пашинян в два этапа – 44–дневной войной 2020 года и однодневной войной в сентябре 2023 года — сдал Арцах Азербайджану, деарменизировал его. В 2022 году при посредничестве Запада Арцах был признан частью Азербайджана в Праге. А теперь перешел ко второй части плана - окончательной ликвидации армянского фактора. Отказ от горы Арарат, от Декларации о независимости, от союзнических российско-армянских отношений, трансформация внешнеполитического вектора Армении, и - добро пожаловать в турецкий мир!" - заключил Шармазанов.
Коснувшись нынешнего состояния армяно-российских отношений, политик констатировал, что таковых на уровне государственных властей давно не существует. В качестве примера он приводит Дипломатический форум в Анталье, на котором министры иностранных дел Армении и России даже не встретились, а спустя пару дней происходит их телефонный разговор.
"Внешнеполитическое ведомство Никола Пашиняна, а вместе с ним и он сам, в армяно–российских отношениях заняли позицию "обиженной невестки", - говорит Шармазанов, подчеркивая, что альтернативы российско-армянскому стратегическому сотрудничеству, по большому счету, нет, поскольку единственная альтернатива – Турция.
Расширяя полномочия и статус миссии наблюдателей ЕС, обеспечивая присутствие НАТО на границе, власти Армении, по убеждению Шармазанова, осложняют отношения не только с Россией, но и Ираном. Ведь официальные лица Ирана уже открытым текстом заявляли, что выступают против присутствия внерегиональных сил на Южном Кавказе.
"Если ЕС может "решать вопросы", то пусть для начала освободит свои же границы от турецкой оккупации. Республика Кипр является государством-членом ЕС, 38% территории которого оккупировано турками. ЕС и коллективный Запад ничего не могут сделать, кроме красивых заявлений, ласкающих слух", – отметил член правления РПА.
Как историк по специальности, он напомнил о бесславной судьбе Севрского договора 1920 года. Армении были обещаны 160 000 кв. км и американский мандат, но уже 15 ноября турки вошли в Александрополь, а 1 декабря того же года стояли на подступах к Еревану, а Запад во главе с США не прислал ни одного патрона хотя бы "для галочки".
Возвращаясь к сегодняшним реалиям, Шармазанов констатирует, что тремя основными силами в регионе являются Россия, Иран и Турция. По его словам, вместо укрепления отношений с Россией и Ираном против Турции, Пашинян сегодня проводит демарш в отношении этих двух стран, подводя Армению под турецкое господство.
"Россия и Иран не придут к тебе на помощь, если ты сам не хочешь, чтобы тебе помогли, или ты едешь в Прагу и признаешь Карабах частью Азербайджана, не учитываешь интересы Ирана, и приводишь наблюдателей ЕС. В конце концов, они должны осознать, что мы переживаем период войны НАТО-Россия. Умные люди, к примеру в Грузии, стараются не совершать "резких движений", - говорит политик.
Он замечает, что Армения назло России демонстрирует откровенно проукраинскую позицию, забывая, что Украина 30 лет поддерживала Алиева во всех международных инстанциях, а 9 ноября 2020 года осыпала всю киевскую площадь поздравлениями Азербайджану.
"Видимо, он [Пашинян] уже решил наши проблемы, и теперь вступает в войну великих. Делает из Армении полигон геополитической борьбы", - отмечает Шармазанов.
На вопрос о том, как оппозиция может нивелировать угрозы в сложившейся ситуации, политик ответил: "Я не Буденный и не Чапаев, чтобы с шашкой наголо призывать к восстанию. Я политический деятель, представитель политической партии. В своей программе мы все сказали. Мы отмечаем проблему, отслеживаем ее, проводим митинги, акции неповиновения, участвуем в выборах, но люди говорят, что не хотят "бывших". Так "бывшие" уже больше года не проводят митинги. Что мешает вам самоорганизоваться и выбрать нового лидера?!"
Он подчеркивает, что нарратив о "бывших" — это ловушка, расставленная сегодняшними властями. Между тем он уверен, что "прежние" — это не люди, а система ценностей. "Прежние" – это армянский Нагорный Карабах, армянские войска, стоящие от армяно–иранской границы до Карвачара, а "нынешние" — это оккупированные армянские земли и "дамоклов меч", висящий над Тавушем.
"Мы, конечно, не смирились с этой ситуацией. Просто у нас недостаточно ресурсов на данном этапе. Мы должны консолидировать их", – сказал политик.
Среди основополагающих принципов объединения оппозиционных сил он назвал провозглашение требований отставки Пашиняна, заключение нового армяно–российского союза и восстановление дружественных отношений с Ираном, а также восстановление государственности на основе ценностей армянства и Декларации независимости.