Почему снесли первый памятник Давиду Сасунскому?
В 1939 году в Ереване отмечали 1000–летие эпоса "Сасна црер". По этому случаю было решено установить на привокзальной площади Еревана памятник главному герою эпоса Давиду Сасунскому. Скульпторы говорили, что для новой скульптуры потребуется как минимум год или два, и только Ерванд Кочар, который тогда недавно вернулся из Парижа, согласился создать Давида в короткие сроки. Через 18 дней статуя была готова.
Армянский художник Ерванд Кочар
© Sputnik / А. Экекян
В 1941 году на привокзальной площади была установлена конная статуя Давида Сасунского, а спустя два года Ерванд Кочар был заключен в тюрьму. Одна из причин заключалась в том, что обнаженный меч Давида был обращен в сторону соседней Турции. Статуя была заброшена и вскоре снесена.
В 1957 году власти решили восстановить символическую статую, посвященную эпосу, и снова доверили эту работу Ерванду Кочару, в результате он создал совершенно другого Давида Сасунского.
Кто позировал для Кочара?
На протяжении многих лет ходили разные легенды, связанные с прототипом статуи Давида Сасунского: кто-то приписывал скульптуре черты Давида Микеланджело, а кто-то усматривал сходство даже с танцовщиками, воплощавшими на сцене образ героя армянского эпоса. Поговаривали также, что скульптура была автопортретом самого Кочара.
На самом деле ни натурщика, ни прототипа не было. Карине Кочар, внучка Ерванда Кочара и директор его музея, рассказала, что скульптор указал на этот факт в своих мемуарах.
"Сам Кочар говорил, что Давид Сасунский – это собирательный образ нашего народа. Это воплощение наших лучших качеств, наших вековых мечтаний, говорил он. Давид Сасунский символизирует весь народ. То есть, у образа Давида не было никакого прототипа или натурщика, это собирательный образ с чертами, присущими армянскому народу".
Каждая деталь была просчитана
Каждая деталь скульптуры, созданной Ервандом Кочаром, имеет свое объяснение и значение. Например, постамент, по сравнению со статуей, небольшой, потому что Кочар хотел показать, что от Армении осталась совсем маленькая часть. А у вставшего на дыбы коня копыта оторваны от земли, как символ армянской диаспоры, у которой нет земли, чтобы опереться на нее.
Статуя Давида Сасунского
© Sputnik / Aram Nersesyan
Хвост у коня неестественно большой, потому что, согласно эпосу, он помогает Давиду в бою.
Внучка знаменитого скульптора также раскрыла и более тривиальное объяснение: слишком длинный хвост является третьей точкой опоры для статуи.
Карине Кочар, директор музея Ерванда Кочара
© Sputnik / Asatur Yesayants
Чаша под копытами коня символизирует терпение народа. Герои эпоса рождены из воды, поэтому статуя установлена в воде – таким образом скульптор напоминает о генеалогии персонажей эпоса.
Давид, который стал символом
Этот образ Давида Сасунского стал настолько популярным, что появился на банкнотах, монетах и юбилейных памятных медалях. Он также изображен на жетонах Ереванского метрополитена и на протяжении многих лет был символом киностудии "Арменфильм".