ЕРЕВАН, 2 апр — Sputnik. Визит спецпосланника США по Ирану в страны Южного Кавказа вписывается в логику попыток Вашингтона ограничить влияние Тегерана в регионе. Американцы стремятся к тому, чтобы Армения, Грузия и Азербайджан свели к минимуму свои торгово-экономические, финансовые, политические отношения с Исламской республикой. Об этом сказал Sputnik Армения востоковед, завкафедрой иранистики Ереванского госуниверситета Вардан Восканян.
Ранее стало известно, что американский дипломат Абрам Пейли поочередно посетил Ереван, Тбилиси и Баку. Во всех столицах ключевой темой обсуждения было соблюдение санкций против Ирана. В частности, в Армении спецпосланник встречался с замглавы МИД Мнацаканом Сафаряном, а также представителями Совбеза, Центробанка и Комитета госдоходов.
"На Западе сейчас существует устойчивое мнение, что позиции РФ на Южном Кавказе постепенно ослабевают, и возникает вакуум, который может заполнить Иран. Насколько этот вакуум в действительности существует – другой вопрос, но американцы считают, что нельзя допустить усиления Ирана в этом контексте", – отметил Восканян.
Что касается того, насколько сами страны региона готовы играть по правилам США, то с этой точки зрения американцам легче всего будет убедить Баку. Азербайджан – очевидный антииранский плацдарм, и ни в коем случае Баку не будет проводить сколь-либо выгодную Тегерану политику.
Однако тут есть фактор России, который продвигает транспортный проект "Север-Юг" с возможным участием Азербайджана и Ирана.
Эксперт полагает, что именно этот проект и хотят не допустить США, они будут всячески отговаривать Азербайджан от строительства железной дороги в Иран как компонента проекта "Север-Юг".
В случае с Грузией основное внимание США будет приковано к банковской системе. До недавних пор Иран активно пользовался грузинскими банками для обхода санкций.
Как считает Восканян, ключевым фактором в этой геополитической игре является, безусловно, Армения. Она и граничит с Ираном, в отличие от Грузии, и сохраняет дружественные, тесные отношения с ИРИ. И что самое важное – Иран играет ключевую роль в обеспечении стабильности и безопасности по периметру границ Армении, вопреки заявлениям Вашингтона о "дестабилизирующей роли Ирана".
"Хотя с точки зрения американцев Иран может и играет дестабилизирующую роль, однако для Армении Иран – важный партнер для региональной стабильности и безопасности, особенно в контексте Сюника", – сказал востоковед.
Он напомнил, что Иран стремится не допустить получения Азербайджаном экстерриториального коридора через южный регион Армении.
"Именно поэтому в Армении ни в коем случае не должны идти на поводу у американских уговоров и требований. У каждого государства есть свои интересы, и в случае с Арменией ее интересы требуют последовательного развития всего спектра отношений с Ираном", – сказал иранист.
Ереван и Тегеран придерживаются единой позиции по многим вопросам региона, особенно в вопросе недопущения экспансии турецко-азербайджанского тандема. Понятно, что США как сверхдержава обладают богатым набором инструментов для обслуживания своих интересов, в том числе на Южном Кавказе. И в свете этого армянские дипломаты, чиновники должны максимально четко, доступно объяснить американской стороне свою позицию по отношениям с Тегераном, разъяснить им, насколько важен Иран для сохранения нерушимости границ Армении.
"Учитывая угрозы нашей безопасности, Армения должна иметь определенные преференции с точки зрения сотрудничества с Ираном. Возможно, эти преференции будут противоречить общей политической линии США, но речь идет о жизненно важных интересах Армении, правах и безопасности ее граждан", – добавил он.
Восканян, в то же время, настроен скептично по поводу того, что нынешнее правительство Армении сумеет грамотно управлять всеми рисками и выйти из столь сложной ситуации с выгодой для страны. Но возможности и ресурсы для того, чтобы хотя бы дальше не ухудшать ситуацию, безусловно, есть. Иран продолжает видеть в лице Армении дружественную страну, независимо от того, какое правительство сидит в Ереване. Учитывая это обстоятельство, Армения ни в коем случае не должна стать антииранским плацдармом. Ее интересы требуют совмещения, сопоставления разных векторов, но не противопоставления.