"Вышло по-другому": родители детей с аутизмом о странных инициативах Минобрауки
2 апреля отмечается Всемирный день осведомленности об аутизме. Мелеа Милитосян из "Ассоциации родителей детей с особенностями развития" рассказала о проблемах, существующих в Армении.
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенЕРЕВАН, 2 апр - Sputnik. Армения все еще очень далека от развитых стран с точки зрения восприятия и отношения к аутизму в обществе. Об этом в беседе со
Sputnik Армения заявила Мелея Милитосян, представляющая "Ассоциацию родителей детей с особенностями развития".
Она также отметила недостаток внимания и участия в решении проблем детей с аутизмом со стороны государства.
"Когда государство проявляет заботу, есть ощущение, что ты нужен, а сейчас мы оказались в беспомощном положении", – подчеркнула наша собеседница.
Онa сетует, что госорганы и законодатели принимают решения, не принимая во внимание их мнение, в то время как именно родители ежедневно сталкиваются с проблемами, затрагивающими их детей, страдающих аутизмом.
Серьезное недовольство в родительском сообществе вызвало решение правительства о предоставлении услуги персонального помощника лицам с инвалидностью с 1 января 2024 года. В случае с аутизмом это регулирование будет действовать только для детей до 15 лет. Старше этого возраста государство предоставлять им помощников не будет.
"Родители очень надеялись, что смогут отводить своих детей в школу и не сидеть с ними, а также не нанимать сопровождающих, что довольно дорого. Потому что детям, в зависимости от их проблем и степени инвалидности, помощник нужен как дома, так и в классе. Мы надеялись, что ребенок будет сидеть в школе без нас, с помощником, которого предоставило государство, который был бы должным образом обучен. Но вышло по-другому", - говорит Милитосян, заметив, что родители таких детей вынужденно отказываются от трудоустройства, чтобы практически непрерывно находиться рядом с ребенком.
Родители также недовольны последним проектом министерства образования, науки, культуры и спорта, согласно которому дети, поступившие в школы с семи лет, должны будут начинать учебу сразу во втором классе.
Милитосян на примере своего ребенка знает, что это регулирование подходит не всем детям.
"Этот проект причиняет боль нашему родительскому сообществу и мне в том числе, потому что многие дети, в том числе и мои, пошли в школу с 7 лет, потому что к шести были не готовы... Дети по большей части в 6 лет еще не готовы присоединиться к большому классу, где сидят 30 детей. Этот процесс должен быть постепенным, чтобы ребенок сумел подготовиться к нему", - сказала она.
Родители договорились встретиться с представителями министерства и изложить свою позицию по проекту. Они надеются, что в результате обсуждений в законопроект будут внесены изменения.
По официальным данным, в Армении насчитывается около 2000 детей с аутизмом, но представительница родительского сообщества убеждена, что реальное число вдвое больше. Детей вне учета особенно много в регионах.
"Если в Ереване люди чаще обращаются за оценкой функциональности, за подтверждением факта инвалидности, то в регионах много семей, которые не осведомлены, все еще пытаются скрыть проблему своего ребенка. Во многих семьях думают, что факт инвалидности может в дальнейшем помешать их ребенку поступить на работу", - отметила Милитосян.
Родители мечтают о том, что когда-нибудь в Армении качество жизни детей с аутизмом повысится.
"Если образно, мы мечтаем повесить люстру в недостроенном доме. Мы хорошо знаем, в каком состоянии находится наша страна, но должны способствовать ее процветанию и адаптировать среду для наших детей. Другого варианта нет. Однако процесс тормозится, так как ресурсы тратятся нерационально", - говорит Милитосян.
В качестве примера она напомнила о переходе на инклюзивное образование во всех школах Армении с 2022 года, при отсутствии необходимой профессиональной базы. В Ассоциации родителей детей с аутизмом убеждены, что все специалисты, которые работают с их детьми - педагоги, психологи, должны быть соответствующим образом обучены, чтобы лучше понимать потребности детей.
"Конкретно в случае аутизма их работа немного сложнее, так как аутизм подразумевает большой спектр проблем, следовательно, переподготовка специалистов в данной сфере достаточно сложна", - сказала она.
Начиная с 2008 года, 2 апреля отмечается во всем мире как Всемирный день осведомленности об аутизме. Согласно статистике, аутизмом страдает каждый 88-й человек в мире, при этом у мальчиков он встречается в четыре раза чаще.