Предстоящая встреча премьер-министра Армении в Брюсселе с госсекретарём США и главой Еврокомиссии непременно затронет вопросы усиления западного влияния на Ереван. Sputnik Армения попробовал разобраться, какие перспективы сулит ЕС потенциальным участникам и как это выглядит на практике из опыта жизни.
Безвиз в виде пряника
В случае признания Армении кандидатом на вступление в Евросоюз, Еревану сразу же придётся выполнять все правила, обязательные для членов ЕС. Таковы условия запуска процедуры присоединения, при которых приём для новых стран совсем не гарантирован.
В Брюсселе не торопятся расширяться за счёт государств, географически удалённых и не имеющих общих границ с единой Европой. ЕС время от времени заявляет о возможности переговоров по визовой либерализации с Арменией, чтобы мотивировать и не упускать Ереван из орбиты своего влияния. В среднем, чтобы присоединиться к Евросоюзу, у стран-кандидатов уходило 9 лет ожиданий. Турция ждёт своего часа с 1987 года, а Сербия и Черногория ведут переговоры уже более 10 лет. В мире за это время успеют состояться новые и эффективные модели международного сотрудничества.
Свобода, дотация, миграция
Государства, которые вступили в ЕС относительно недавно, например, Болгария, Румыния, страны Балтии - после бурной медиа-эйфории и финансовой активности, в итоге перешли на полную дотацию и зависимость от более крупных и развитых европейских стран. За эти годы там произошла деградация промышленности и сельского хозяйства, что привело к большому оттоку населения в Западную Европу. Такой же сценарий уготован и Армении. Причём сейчас ЕС переживает не лучшие времена из-за разрыва связей с Россией и роста цен на энергоносители. Жизненный уровень европейцев снижается, а крупные производства выводятся за пределы Европы и там сокращается количество рабочих мест.
ЕС vs ЕАЭС
С учётом пересечения наднациональных компетенций ЕС и ЕАЭС, любая адаптация западного права Ереваном будет идти вразрез с обязательствами Армении в рамках ЕАЭС. В случае, если европейское государство обратится в суд ЕС с иском против Армении, то это может обернуться для неё затруднительной ситуацией в отношениях с партнёрами из двух экономических объединений. А если Армения примет решение о выходе из ЕАЭС, то, согласно установленному порядку, в течение года она лишится всех преимуществ, которые положены члену организации.
Сближение с Брюсселем может привести также к утрате льгот в договорной базе СНГ. Например, будет пересмотрен Договор о зоне беспошлинной торговли от 2011 года, который обнуляет таможенные пошлины на большинство товаров в странах постсоветского Содружества. Это негативно скажется на договорённостях в сфере энергетики, промышленности, сертификации, научно-технического сотрудничества, транзита, агропромышленного комплекса, антимонопольной политики и др.
ЕС - Россия и Иран
После вступления Еревана в ЕАЭС, Европа увеличивала в Армении проектное финансирование под свои идеологические и политические задачи. Москва в эти годы вкладывала средства в долгосрочное развитие объектов промышленности и инфраструктуры.
На этом фоне заявления о том, что сближение Армении с Европой не направлено против России, очевидно противоречат желанию Брюсселя разрушить союзническую связку Еревана с Москвой и подорвать общие интеграционные объединения - СНГ, ЕАЭС, ОДКБ.
Ориентация Армении на Европу может также подтолкнуть Иран к более активным мерам политического и экономического противодействия. Кроме того, Азербайджан и Турция, у которых достаточно сильное лобби в ЕС, будут максимально препятствовать Еревану в продвижении своей заявки на интеграцию в Евросоюз. Для этого есть такие инструменты зависимости Европы от них, как азербайджанский газ и турецкий маршрут газового транзита.