С началом текущего года блондинов и блондинок на улицах Еревана заметно поубавилось – наводнившие было город релоканты, главным образом из России, разъезжаются. Тем не менее, город продолжает светлеть за счет, скажем так, внутренних ресурсов. Ничего хорошего в этом нет, а почему, попытаемся разобраться.
"Пусть голова моя седа, зимы мне нечего пугаться. Не только груз – мои года, мои года – мое богатство". Слова из популярной песни.
Так-то оно так, но с головой седой полностью или поседевшей частично сегодня приходят не только в парикмахерские Еревана, но и в серьезные научные учреждения. Зачем?
Если коротко и по возможности проще. Ученые стали рассматривать волосы как инструмент, позволяющий понять, как события прошлого влияют на старение и проводить параллели с годовыми кольцами на стволах деревьев, которые как бы кодируют часть нашей биологической истории, поясняет Ева Петерс, психонейроиммунолог из Университетской больницы Гиссена в Германии.
Но не надо быть шибко умным, чтобы понимать: по мере нашего старения волосы теряют свой первоначальный цвет и перекрашиваются в белый. Вся штука в том, что наша уверенность, будто процесс поседения необратим, что если седеешь, то уже навсегда, ошибочна. Процесс может повернуть вспять, утверждают исследователи темы. Седина как универсальный признак старения – не всегда односторонний процесс, успокаивают они нас.
Пример, на который часто ссылаются исследователи. Дерматолог Стенли Комаиш рассказал о мужчине 38 лет, у которого обнаружились три пряди волос, которые были седыми лишь на кончиках, но темными у корней, что говорило об обратимости процесса поседения, который начинается с корней волос.
Воодушевившись услышанным и, условно говоря, пройдясь по парикмахерским, группа исследователей обнаружила примерно дюжину людей разного возраста, разной этнической принадлежности и разного пола с такими же волосами.
Ученые утверждают: у женщин голова белеет позже, чем у мужчин, а европейцы с первыми седыми волосами могут столкнуться почти на 20 лет раньше, чем выходцы из Африки и Азии, но как бы там ни было, между 45 и 65 годами седина уже заметна практически у всех. Не согласиться трудно.
Углубившись в тему еще больше, ученые пришли к выводу: процесс поседения, ассоциирующийся со старением, тесно связан с нашим психологическим благополучием или стрессом, или еще чем-то из того же ряда.
Исследователи ссылаются на 30-летнюю американку с черными волосами, у которой нашли прядь с седым сегментом. Появление пряди по времени безукоризненно точно совпало с теми двумя месяцами, когда женщина пережила развод и переезд – то есть самый напряженный период жизни.
Нам в Армении ходить за примерами далеко не надо – отцов, матерей, жен с ранней сединой, потерявших сыновей и мужей в Карабахской войне, видим каждый день. То же самое после Спитакского землетрясения. И видишь: люди – еще далеко не старые, а голова белым-бела.
"Дорогие мои старики, дайте я вас сейчас расцелую, молодые мои старики, мы еще, мы еще повоюем", – это о них широко известная песня в исполнении Игоря Саруханова.
Чтобы узнавать преждевременно поседевших, быть ученым не обязательно, примеров перед глазами – действительно великое множество. Обыденных, классических в лице королевы Франции XVIII века Марии-Антуаннеты, поседевшей за одну ночь (ей было тогда 38 лет) до отправления на гильотину. Выражение "Поседел за одну ночь", наверное, отсюда.
Из некоролевских историй. Большинство людей начинают замечать первую седину в возрасте 30 с небольшим лет, хотя она может появиться и в более ранние годы.
Наука утверждает, что в период, когда поседение только начинается, процесс является наиболее обратимым. У тех, у кого голова сплошь седая, подавляющее большинство волосков, вероятнее всего, уже достигли "точки невозврата", однако все равно остается некий шанс, что часть волос еще может вернуть свой первоначальный цвет.
Еще одно наблюдение: в среднем восстановление занимало столько же времени, сколько и его потеря – что-то около 3 месяцев. Это позволяет предположить, что и другие механизмы старения человека могут быть частично обратимы, но сначала надо понять, как и почему волосы возвращают исходную окраску. Этим исследователи обещали заняться в ближайшие годы.
Подождем.
P.S. Впрочем, ждать не обязательно. Проблема давно и достаточно эффективно решается покраской волос, на что работает целая индустрия современного парфюма, тысячи парикмахерских, не говоря уже о процедурах в домашних условиях. С другой стороны – так называемая "благородная седина" мужчин не подавляет, а красит, даже если, как говорится, "седина в бороду".