Предстоятель Тавушской епархии архиепископ ААЦ Баграт Галстанян – один из тех священнослужителей, кто на протяжении многих лет открыто критикует правящую в Армении силу, отвергая идею уступок противнику и сдачи какой-либо территории республики. Корреспондент Sputnik Армения побеседовала с архиепископом в Воскепаре, неподалеку от церкви Св. Богородицы.
– Ваше Высокопреосвященство, вы много общаетесь с людьми, какие царят настроения, чувствуется ли вы усталость у населения от всего происходящего, готовы ли они мириться с уступками?
– Независимо от того, какие настроения могут быть в Тавуше, село Воскепар уже само по себе является символом. Соответственно, он связан с настроениями всего армянства. Подавляющее большинство нашего народа, мягко говоря, не согласно с планом, навязанным правительству республики, которое, в свою очередь, не стесняется навязать его народу. Тому самому народу, от которого они получили голоса для обеспечения безопасности, который платит налоги, чтобы обеспечить свою безопасность. У тавушцев нет ни настроения, ни желания что-то уступать.
– То есть, несмотря на сложившуюся ситуацию, люди здесь твердо стоят на своем?
– Да, они однозначно стоят твердо, но это не вопрос Воскепара и воскепарцев, Баганиса, Киранца, отдельных сел. Надеюсь, что Воскепар, который обрел символическую значимость, положит начало возвращению утраченного.
– Христианская идеология учит подставлять другую щеку, мы это сделали, и после стольких жертв и потерь мы так и не добились мира и спокойной жизни. Что мы сделали не так?
– Нашим христианским кредо должно быть "сохраняй, отстаивай и культивируй наследие, которое у тебя есть". Уступать, сдавать, разрушать, терять, причем, в основном, добровольно, - это грех, антихристианство, а те, кто так поступает, являются преступниками, моральными преступниками, воплощением преступлений против души, разума, родины. Мы даже еще не показали вторую щеку. Нас все еще бьют или пытаются ударить по одной щеке, но мы пока не повернулись другой стороной и еще не знаем, какой месседж она несет. Я бы хотел, чтобы у нас была возможность повернуться другой стороной, и то, что на ней написано, было бы очень ясным как для мира, так и среди нас.
– На протяжении этих лет бывало, что возникали противоречия между духовными и светскими властями, но никогда не было такой пропасти как сейчас, которая становится все глубже. Иногда кажется, что церковь сама идет на обострение, вы не хотите примирения?
– Как вы себе представляете примирение с грехом? Грех смывается раскаянием, покаянием, очищением. Примириться с грехом - значит сдаться дьяволу. Церковь не проповедует ненависть или вражду, Церковь проповедует праведность, истину, справедливость. Если кто-то не принимает правду и справедливость, то в чем тут проблема? Проблема в том, что, независимо от отношения к чему-то, реальность в действительности совсем иная. Церковь всегда проповедовала повестку примирения в широкой общественной среде, но как она может проповедовать пораженчество? Мы последователи Бога-победителя, как мы можем проповедовать пораженчество, это будет означать, что никакие мы не последователи.
Предстоятель Тавушской епархии ААЦ, епископ Баграт Галстанян у приграничной церкви Сурб Аствацацин в день Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля 2024). Воскепар
© Sputnik / Aram Nersesyan
– Вы пытались поговорить с представителями власти?
– Были такие случаи. Они сами, в приватных беседах принимали нашу правоту, но говорили, что это их политический курс ... Для них политический курс превыше истины и их жизни. А некоторым из них важнее материальные интересы. Постоянно ищут, на чем бы заработать. Если можно будет нажиться за счет этой земли, то они пойдут и на это, независимо от того, заминировано это поле или нет. Выражусь немного грубо, на их языке — они готовы "наскрести" денег из камня, травы. Если появится возможность заработать денег, уступив эту прекрасную территорию, то они это сделают. Для них нет иного объекта поклонения, кроме золотого тельца. Они называют это политикой, но отрицают правду и справедливость. Какая еще политика? А как же твоя история, твое внутреннее чувство целостной идентичности? Это что — просто территория для выращивания садово-бахчевых культур? Это что-то такое, что можно просто превратить в пастбище? Это — родина! Это — великая родина, одним из свидетелей которой является вот этот храм.
– Если демаркация, тем не менее, будет проведена здесь, в Тавуше․․․
– Если будет проведена пакетная, полная, комплексная демаркация, то есть, во-первых, противник отступит, отойдет с тех захваченных территорий, которые сейчас находятся под его контролем, то какая-то логика в этом есть. Для меня демаркация неприемлема, тем не менее, если они смогут сделать это пакетно, целостно, и противник отступит с оккупированных территорий, то пусть будет так. Это будет означать, что есть добрая воля для заключения долгосрочного, хотя и кажущегося примирения. Но тюркский мир этого не допустит. Для него, в отличие от наших "уступщиков", наших "анклавистов", каждый клочок земли — частица родины и идентичности, поэтому этого не будет.
– Церковь, а также лично вас часто критикуют, говоря, что вы занимаетесь политикой.
– Правильно и делаем. Скажите тем, кто так говорит, что мы поступаем правильно. Мы не занимаемся политикой, мы занимаемся жизнями людей. Политика для нас не является работой, как для тех, кто заседает в залах правительства, парламента. Для нас - это не способ зарабатывать деньги, вставая на колени перед кем-то, стелясь у его ног, только бы не лишиться своей власти, не потерять свою славу, продолжать ездить на двадцати машинах с охраной, чтобы им открывали двери, носить дорогие костюмы, роскошно есть и пить... для нас политика не в этом. Политика для нас – это жизнь людей, это наша судьба, наша идентичность, наша биография: кто может отнять это у меня, кто они такие, или кто он такой, чтобы отнять это у меня. Я и сейчас прямо говорю всем, кто нас обвиняет: мы занимаемся политикой и поступаем правильно, мы занимаемся ею для вас, мы занимаемся ею, чтобы освободить вас и от греха, и от рабства, и от плена, и от лжи, и от фальши, чтобы вы жили как люди, жили в верности, чтобы родина для вас не была лишь клочком земли для могилы, а олицетворяла бы путь вашей великой идентичности, возвышения, подвига, любви и стала бы вашим путем к бессмертию.
– С каким посланием вы бы обратились из Воскепара?
– Воскепар больше не является только географической территорией, это символ. И название у него хорошее – "Золотой танец" (дословный перевод названия села с армянского). У нас была "Свадьба в горах" (операция по освобождению Шуши в 1992 году – ред.), а теперь у нас есть "Золотой танец", пусть он станет предвестником нашего полного освобождения, возвращения мечты и родины наших героев.