ЕРЕВАН, 14 апр — Sputnik, Марианна Пайтян. У Сони Давидян диагностировали рак молочной железы в возрасте 37 лет. Мать двоих сыновей обнаружила уплотнение в груди и обратилась к врачу.
Она перенесла тяжелый курс химиотерапии с выпадением волос, хирургическое вмешательство (мастэктомия), затем лучевая терапия. Примерно через два года после лечения Соня узнала, что ждет ребенка.
Победившая рак груди Соня Давидян
© Sputnik / Aram Nersesyan
"Это не было запланировано... Гинеколог предупреждал о риске, потому что нельзя точно сказать, как отреагирует организм, но ребенок уже был зачат. Конечно, был страх, что химия могла на что-то повлиять, но, вместе с тем, у меня было внутреннее спокойствие, уверенность, что все будет хорошо", - рассказывает Соня.
А, когда подошел срок, родился Ваге — совершенно здоровый и вполне активный ребенок.
Победившая рак груди Соня Давидян с 8-месячным сыном Ваге
© Sputnik / Aram Nersesyan
Химиотерапия влияет не только на женскую, но и на мужскую репродуктивную функцию
По словам Наиры Джаноян, руководителя отделения химиотерапии Национального онкологического центра имени Фанарджяна, химиотерапевта героини нашей статьи Сони, всех пациентов в возрасте до 35 лет, у которых диагностировано злокачественное новообразование, обязательно предупреждают, что после лечения у них могут возникнуть проблемы с репродуктивной функцией. Причем речь не только о женщинах, но и мужчинах.
Онколог-химиотерапевт Национальнogo центрa онкологии имени Фанарджяна Наири Джаноян
© Sputnik / Aram Nersesyan
"Случай с Соней очень интересный, но не единичный. У меня есть пациенты - как мужчины, так и женщины, - у которых рождались дети. Недавно у одного из моих бывших пациентов (мужчины) родился второй ребенок", - отмечает врач.
Последствия химиотерапии могут быть необратимыми и обратимыми
"Почти 10 лет назад у меня была молодая женщина с раком молочной железы 4 стадии (с метастазами в легких) и с выраженным некрозом. Ей было отказано в дальнейшем лечении, но семья продолжала стучаться во все двери. Молодость женщины и настойчивость семьи убедили меня попробовать. Я помню слова ее свекрови: "Пожалуйста, спасите мою дочь", - говорит Джаноян.
Для женщины была выбрана схема лечения, причем на том этапе речь шла, в основном, о паллиативной терапии (повышение качества жизни). Химиотерапия дала прекрасные результаты. В конце (химиотерапия, операция – полное удаление обеих молочных желез, лучевая терапия) была достигнута рецессия. После всего этого, естественно, женщина продолжала находиться под наблюдением врачей.
"Не прошло и года, как во время очередного планового визита она вышла из диагностического отделения, громко рыдая. Первое, что пришло мне в голову, что болезнь рецидивировала. Но нет, она была беременна, причем после 7 лет бесплодия...".
Победившая рак груди Соня Давидян с 8-месячным сыном Ваге
© Sputnik / Aram Nersesyan
На протяжении всей беременности женщина находилась под наблюдением бригады врачей. Родилась здоровая девочка, которой сейчас около 10 лет. Женщина, преодолевшая рак, продолжает проходить обязательные ежегодные обследования даже через 10 лет, хотя риск рецидива теперь уже очень низок.
Лучевая терапия тоже влияет на репродуктивную функцию
"Кстати, эффект от химиотерапии меньше, чем от лучевой терапии, здесь могут быть проблемы с овариальным резервом в целом, а у мужчин это может повлиять на развитие сперматозоидов. Обычно на процедуру замораживания уходит месяц, отсрочка лечения на месяц не приводит к необратимым последствиям в плане течения болезни, но благодаря этому пациент может стать матерью или отцом в будущем", - отмечает Джаноян.
По ее словам, относительно невелико негативное воздействие рака щитовидной железы.
"В последнее время этот вид рака "помолодел". Бывают случаи, когда женщины обращаются к нам после лечения из-за нарушения функции желез. Они находятся под наблюдением эндокринолога и нашим, на протяжении всей беременности. Только вчера у нас был такой случай – у женщины, которая победила рак, родился первенец".
Химиотерапия возможна и во время беременности
Одно дело, когда женщина беременеет после лечения рака, другое дело, когда известия о будущем материнстве и злокачественной опухоли приходят одновременно.
Онколог-химиотерапевт медцентра "Шенгавит" Араксия Ованнисян
© Sputnik / Aram Nersesyan
По словам онколога Араксии Ованнисян, одна из 1000-1500 беременностей во всем мире может сопровождаться диагнозом "злокачественное новообразование", то есть это 0,02-0,1% от всех беременностей. Показания к химиотерапии для беременных такие же, как и для небеременных больных раком. Исследования показали, что у пациенток, проходивших химиотерапию во втором и третьем триместрах беременности, вероятность пороков развития плода составляет примерно 1,3%. Химиотерапию не следует проводить в первом триместре и после 35-й недели беременности. Химиотерапевтическое лечение также следует прекратить за 2-3 недели до запланированных родов.
Для женщины, больной раком, сохранение беременности сопряжено с риском
"Раньше считалось, что при обнаружении рака обязательно нужно прерывать беременность, но теперь подходы изменились. Учитываются все обстоятельства, в каждом случае проводится отдельная оценка возможных рисков. Конечно, женщина сама решает - прервать или сохранить беременность, и врачи в любом случае должны поддерживать пациенток. Если нет опасности для жизни и можно обеспечить успешное течение беременности, то это необходимо сделать", – говорит онколог-химиотерапевт Наира Джаноян.
Однако врач подчеркивает, что все не так просто. Бывает, что женщина решает во что бы то ни стало выносить ребенка, и это приводит к негативным последствиям.
"Мы всегда должны взвешивать возможные риски. Желание родить ребенка ни с чем не сравнимо, но иногда пациент может потерять жизнь. Или ребенок родится, но, вместе с тем, ускорится развитие опухолевого заболевания. Мечта женщины сбудется, но она не сможет этим насладиться в полной мере", - говорит врач.
Учитывая все это, врач советует женщинам в подобной ситуации не бояться, найти подходящего специалиста, довериться ему и верить, что все трудности можно преодолеть.