Согласно восточным негласным канонам Иран был обязан ударить в ответ
Комбинированная – с использованием дронов и крылатых ракет - атака Ирана по военным базам и военной инфраструктуре Израиля, по большому счету, никого не удивила. После того, как Тель-Авив разбомбил генконсульство Тегерана в Дамаске, уже было ясно, что не ответить иранцы попросту не могут. Особенно в нынешней, складывающейся по результатам глобального геополитического кризиса ситуации.
По действующим на Востоке негласным (но от этого не менее важным) канонам не ответить означало бы "потерять лицо", признаться в собственной слабости. А этого себе позволить Тегеран не может. Да, хотя бы, потому, что слишком много сил и потенциала на протяжении десятилетий было потрачено, чтобы укрепиться в этом регионе в роли одного из основных геополитических игроков.
Так что, западным экспертам, аналитикам, да и всему политическому "бомонду" оставалось лишь гадать, каким будет "обратка" за удар по иранскому посольству в сирийской столице. В предполагаемых вариантах "ответки" Тегерана прямой удар по израильской территории действительно фигурировал. Но, где-то в самом конце списка. В первую очередь спецы все-таки предполагали опосредованный удар с использованием иранских "прокси", коих в регионе действительно великое множество.
Многим казалось, что в Тегеране все-таки постараются воздержаться от прямого вооруженного столкновения, имея в виду наличие главного союзника и сюзерена еврейского государства – США. Но сам Иран подошел к вопросу с филигранным политико-дипломатическим мастерством. Сперва поставил Западу – американцам и европейцам - прямое условие. Для того, чтобы Иран отказался от удара по Израилю, они должны были на международном уровне осудить удар по генконсульству в Дамаске. Но, те отказались…
Прямая "разведка боем" откровенно удалась
Именно тогда и последовал тот самый комбинированный масштабный удар беспилотниками и ракетами. Об этой атаке будут говорить, как о первом в истории "рое" БПЛА и ракет такого масштаба. Однако Тегеран отнюдь не для того решился пойти на прямой удар по израильской территории, чтобы отметиться в качестве первооткрывателя в учебниках современной военной тактики и стратегии. Если и писать об этом книгу, то Ирану в ней отведена другая, не менее важная роль первооткрывателя в деле преодоления современных технологий ПВО.
Одним словом, атаку силами более трехсот БПЛА и ракет, в выходные продемонстрированную Тегераном, следует назвать операцией, которую в искусстве войны принято называть "разведкой боем". И эта разведка полностью удалась. Ведь иранцы смогли нащупать ту самую грань, атаку того самого количества летательных аппаратов, которое способен выдержать и не посыпаться легендарный и хваленый израильский "железный купол"…
И если сейчас даже The Wall Street Journal говорит о том, что без помощи западных союзников израильские ПВО не сдержали бы удар трех сотен БПЛА и ракет, то это чего-то, да и стоит, верно? Видимо, именно эти самые три сотни летательных аппаратов, запущенных сразу из разных точек – территории Ирана, Ливана, Сирии и Йемена - и будут отныне той самой отправной критической точкой, после которой "железный купол" начнет пропускать ощутимые удары.
Именно идея нащупать эту самую грань и была основной целью операции, которую Тегеран назвал весьма характерно, с намеком. Операция "Правдивое обещание" – то есть это был скорее не основной удар, о всего лишь предупреждение, намек на то, каким он (удар) будет в случае дальнейшей эскалации ситуации. И в этом плане следует признать – Тегеран соревнование с Тель-Авивом в военно–технологической сфере выдержал на пятерку с плюсом.
Имиджевое соревнование за влияние в регионе Иран тоже выдержал
Ведь следует признать – Соединенным Штатам, Британии, да и Франции ну очень не хотелось бы вообще вмешиваться в эту разборку. Не хотелось "светиться", поднимать свои военные самолеты, запускать системы ПВО в попытках сбить иранские дроны еще на подходе к израильской территории. Но пришлось, поскольку иначе, скорее всего, "железный купол" был бы перегружен и гораздо раньше стал бы пропускать удары…
И если Пентагон сейчас официально заявляет, что только он один сбил порядка восьмидесяти беспилотников и шесть баллистических ракет, то это же означает лишь одно. Что и при наличии всего лишь "роя" из 300 объектов этот самый, казалось бы, "непробиваемый купол" вполне может начать пропускать удары. Именно поэтому еще в процессе подлета иранских ракет и БПЛА из Вашингтона уже раздавались голоса о том, что удар оказался сильнее, чем предполагалось.
Тогда-то и стала поступать информация о том, что на взлет пошли американские истребители, британские заправщики и французские "Миражи". А еще именно тогда подавляющее большинство арабских стран из региона поспешили предупредить представителей США, что не позволят использовать свою территорию для ответного удара по Ирану. Отметились и Саудовская Аравия, и Кувейт, и Оман, и Эмираты.
Однако запрет ряда региональных стран на использование потенциала американских баз, расположенных на своей территории – это скорее из области геополитики и не касается военно-технологического соперничества между Ираном и Израилем. И это – имиджевое, в контексте влияния в регионе – соревнование с Западом Иран, кажется, тоже выдержал на пятерку с плюсом. Но делать оргвыводы касательно этой сферы пока еще рановато – следует дождаться развития событий — уже на высоких геополитических подмостках.