С начала 70-х прошлого века в Армении много чего взрывалось, разрушалось, уходило под воду и лишь на Армянской АЭС, возведенной в поселке Мецамор, не было ни одной более или менее крупной аварии и инцидента. Утечек радиации тоже не было.
Станция, не напрягаясь, выдержала испытание землетрясением 1988 года, не помешали ей и остановки на вынужденный простой в начале 90-х, не говоря уже о череде пауз при профилактическом ремонте. После перезапусков – все оказывалось в норме, все в штатном режиме, все обнадеживало.
– Может случиться что-то непредвиденное?
– Может, конечно, – соглашаются специалисты. – Но такое возможно на любой из 192 атомных станций, работающих сегодня в 31 стране мира.
Между тем, там почему-то вопрос ребром не ставят, а Армянскую АЭС все закрывают и закрывают, да никак не закроют. Почему?
Прежде всего, потому что надежна, крепка, морально устойчива и несет на своих плечах более чем весомую долю (около 40%) от всего производства электроэнергии в Армении. Закроют, что будем делать? Строили станцию всем Советским Союзом под началом прославленного Института атомной энергии имени Курчатова.
Оборудование для АЭС шло от таких брендовых предприятий, как "Ижорские заводы", "Уралмаш", "Кировский завод" и других тяжеловесов того же класса. Построили, выверили, не раз, не два и не десять все проверили-перепроверили, персонал подготовили и надо же – все в норме, все штатно, все хорошо.
1976 год. Запуск первого блока, затем, четыре года спустя, второго и так шло бы дальше – третьего, четвертого, если бы не случился Чернобыль. Он спутал все карты. Но не только Чернобыль – в дело вмешалась политика, а это совсем другая катастрофа.
Вспомним. Европа и США не раз и не два советовали правительству Армении повесить на двери Мецамора замок: мол, станция морально и физически устарела, да и стоит не где-нибудь в Белоруссии или на Мальте, где никогда не трясет, а в сейсмически опасной зоне.
И то правда, стоит там, где время от времени землетрясения случаются, но ведь и строили ее с учетом этого фактора, заложив в сейсмику сооружения вагон и еще одну тележку устойчивости.
Отойдем на время от Армянской АЭС в Мецаморе, посмотрим, на то, что делается вокруг.
Над российской ядерной энергетикой сгущаются тучи. Стремление изгнать ее из Европы и уничтожить "Росатом" становится все сильнее. Разрабатываемые для этого планы наглядно демонстрируют, как работает механизм экономической войны, отмечают мировые СМИ.
Уже давно наперебой звучат голоса, повторяющие, словно мантру, один и тот же тезис: нужно отказаться от российской ядерной энергетики. Тон этих высказываний алармистский, агрессивный, внушающий страх.
Те же мировые СМИ признают: "К возмущению военных ястребов, "Росатом" продолжает работать на Западе, продает новые реакторы и поставляет ядерное топливо. Поэтому вещающие от имени "гражданского общества" различные аналитические центры – будь то климатические, "правочеловеческие" или энергетические – дерут глотки за изгнание российской корпорации".
Отношение наших соседей, Турции и Азербайджана, к Армянской АЭС – отдельная песня. Если в советское время она особенно, если не сказать, вообще, не звучала, то потом…
Причины? Ничего нового: утечки радиации, устаревшее оборудование и расположение армянской АЭС недалеко от турецкой границы. Хотя на деле никакой радиации нет, поскольку модернизация армянской АЭС завершилась только в 2021 году. Тем не менее, Турция требует: закрыть атомную электростанцию и немедленно.
О том же твердит другой сосед. "Во избежание очередной катастрофы, подобной в Чернобыле и Фукусиме, деятельность Мецаморской АЭС должна быть срочно прекращена, а ее радиоактивные отходы должны быть взяты под строгий международный контроль", – требует неумолимая омбудсмен Азербайджана Сабина Алиева.
Имеет право? В пределах своей юрисдикции – да, а вот с позиций соседа, выполняющего все международные обязательства, – нет.
Чем объясняется поднятая Анкарой и Баку кутерьма? Самое первое и самое невероятное: сможет ли Армения, если вдруг приспичит, сделать свою бомбу, хотя это не просто очень сложно, но и невозможно? Пакистан, правда, сделал, но по своим деньгам, мотивации и возможностям это немного другая страна.
Когда ее делали, премьер страны Бхутто объяснял: "Если Индия создает бомбу, то будем есть траву и листья хоть тысячу лет, даже ходить голодными, но мы ее тоже получим".
Вбрасывается и другой вариант: создание в домашних условиях так называемой "грязной бомбы". Это когда для рассеивания радиоактивного материала, включая отходы АЭС, используется обычная взрывчатка. Считается, что это – больше оружия террора для создания массовой паники в каком-либо регионе.
Из совсем недавнего. Начавшееся было в Ерасхе строительство металлургического завода Азербайджан принял в буквальном смысле в штыки – стал обстреливать расположенную по соседству строительную площадку. Мотив – отрицательное воздействие на окружающую среду.
Строительство остановили.
"Подобными шагами Азербайджан пытается повлиять на экономику Армении. И где бы Армения ни пыталась что-нибудь построить, Баку сделает все, чтобы помешать этому", – сказала Sputnik Армения специалист по экологическому праву Назели Варданян.
Смогут ли Баку с Анкарой вынудить Ереван раз и навсегда выключить Армянскую АЭС в Мецаморе, ответить не берусь.