ЕРЕВАН, 12 мая — Sputnik. Концепцию делимитации границы с Азербайджаном представил в ходе митинга движения "Тавуш во имя родины" бывший генсек МИД Армении, чрезвычайный и полномочный посол Ваагн Меликян.
Как отметил Меликян, дипломаты подготовили документ, состоящий из двух разделов – "делимитация и демаркация" и "мирная повестка".
По словам бывшего генсека МИД, действия, которые предпринимаются властями в Тавушской области, на суверенной территории Армении следует безоговорочно охарактеризовать как незаконный процесс делимитации и демаркации, который проводится под угрозой применения силы и является продолжением капитуляции в условиях кажущегося мира.
Лучшее доказательство тому - заявление президента Азербайджана Ильхама Алиева о том, что Баку без единого выстрела по первому требованию получает территории.
"Вместе с тем, нет никаких гарантий безопасности, гарантий предотвращения новой войны, и опасность новой военной агрессии все еще висит над нашей головой", – сказал Меликян.
По его мнению, никаких реальных переговоров нет, процесс сводится к односторонним уступкам со стороны Армении.
С точки зрения бывшего генсека МИД Армении, проведение делимитации и демаркации границы в условиях отсутствия всеобъемлющего мира и дипломатических отношений между странами – беспрецедентное явление в дипломатической практике. Это ставит под сомнение законность процесса. Подобный подход неприемлем, незаконен и антиконституционен, уверен Меликян.
"Правовой основой для делимитации служит методика, принятая переговорными сторонами, основанная на имеющих юридическое значение внутригосударственных актах СССР. Следовательно, Алма-Атинская декларация никоим образом не может быть подобной основой, поскольку в ней никакого описания границы нет. Декларация предусматривает отсутствие взаимных территориальных претензий", – пояснил он.
В рамках определения границы между двумя советскими республиками – Армянской ССР и Азербайджанской ССР, по словам дипломата, было всего 2 законных процесса. Первый связан с ратификацией Верховными советами двух республик картой в 1928-1928 гг. Второй – с подписанием армяно-азербайджанской комиссией решений в 1984-1987 гг.
Все остальные документы не могут служить правовым основанием, они были разработаны для внутреннего оперативного использования.
"Принятие за основу исключительно Алма-Атинской декларации незаконно и уголовно наказуемо", – подчеркнул Меликян.
Он обратил внимание на тот факт, что грузинские представители грузино-азербайджанской комиссии по делимитации границы подверглись уголовному преследованию за проведение неправового процесса.
Дипломат подчеркнул, что в процессе делимитации и демаркации грубо нарушаются принципы ОБСЕ о делимитации границы, согласно которым первоочередная важность придается жизнеобеспечению приграничного населения, непрерывности транспортных и других коммуникаций.
"Не вызывает никаких сомнений, что тактика односторонних уступок распространится на процесс делимитации всей армяно-азербайджанской границы", – отметил он.
По его мнению, сдавая позиции, имеющие жизненное значение, наша обороноспособность станет еще слабее. Следовательно, нужно исключить любое отступление Вооруженных Сил Армении либо позиционное изменение до окончательной делимитации всей границы.
Для делимитации и демаркации, прежде всего, необходимо межгосударственное соглашение между Арменией и Азербайджаном, которое обязательно должно быть ратифицировано парламентами двух стран.
Если в течение этого процесса возникнет такая ситуация, при которой какая-либо территория Армении может перейти Азербайджану, вопрос должен быть вынесен на референдум, считает Меликян.
Напомним, в Армении начались протестные акции после того, как 19 апреля стало известно, что Ереван и Баку договорились начать делимитацию с Тавуша. Проведя шествия из Тавуша в Ереван, 9 мая глава Тавушской епархии Армянской Апостольской Церкви, архиепископ Баграт Галстанян призвал премьер-министра подать в отставку. Требование об отставке осталось безответным, после чего Галстанян объявил о начале акций неповиновения.