Cui prodest? Cui bono? "Кому это выгодно?”
Понятно, что сейчас обвинить кого бы то ни было в катастрофе иранского вертолета с руководством страны на борту нельзя. Фактура трагических событий настолько разрознена, что, как говорится, ни один прокурор не возьмется оформлять ордер на арест. Однако тенденция, как принято говорить, налицо. Не зря еще в римском праве существовал принцип Cui prodest? Cui bono? – "кому это выгодно?".
С другой стороны – понятно же, что в первую очередь на ум приходит именно Израиль. Страна, с которой у Ирана давно уже откровенно враждебные взаимоотношения. Тем более налицо весь набор для какого-нибудь не в меру ретивого следователя. Вертолет с иранскими высокими должностными лицами возвращался из приграничной территории. Более того – правительственный борт определенное время стоял там – пока иранское и азербайджанское руководство общалось.
Тем более, что о влиянии Израиля на Азербайджан сейчас не пишет лишь самый ленивый из политических экспертов-обозревателей. И оружие израильское в Баку все последние годы поступало в огромных количествах - а в обратном направлении поступали не менее внушительные объемы энергоносителей. И во время 44-дневной войны в Карабахе Тель-Авив в открытую поддерживал своего апшеронского союзника. Быть может даже сильнее, чем Анкара.
В этом плане принцип Cui prodest? Cui bono? может и сработать — откровенно и однозначно. Однако в нынешней глобальной политико-юридической инфраструктуре одним лишь латинским принципом не обойтись. Даже знаменитый МУС (Международный уголовный суд), известный своими далеко не принципиальными подходами и решениями, под это дело не впишется. Хотя даже где-то там, в Гааге понимают, как вольготно чувствует себя на берегах Каспия израильский Моссад…
Израиль готовил плацдарм в Азербайджане именно на такой случай?
Даже если подойти к вопросу не с сугубо юридической, а конкретно-геополитической точки зрения, все равно, в первую очередь на ум приходит Тель-Авив. Да, хотя бы потому, что премьер Израиля Нетаньяху оказался в весьма трудной ситуации из-за трагедии в Газе. Дело дошло аж до того, что вашингтонские кураторы стали выражать свое недовольство действиями ЦАХАЛ открыто, чего до сих пор никогда не было.
Нетаньяху в подобной ситуации оставалось лишь огрызаться – мол, мы, израильтяне, отнюдь не вассалы американцев, не помогут в Газе – сами справимся. А справиться Израиль может лишь в одном случае – если сумеет столкнуть лбами в уже большой военной заварухе регионального масштаба Тегеран и Вашингтон. А те, вроде, уже за его спиной начали договариваться о том, чтобы ситуацию на Ближнем Востоке до большой войны не доводить в любом случае.
Ведь известно же, что буквально за несколько дней до трагической катастрофы вертолета в лесу Дизмар, что в горах Восточного Азербайджана, Тегеран и Вашингтон в Омане вели переговоры и, в принципе, судя по всему, даже договорились. А для Нетаньяху это значило лишь одно – придется идти на попятную, потому что Белый Дом готовится к президентским выборам, и палестинскую проблему необходимо хоть как-то решать. Ну или хотя бы законсервировать до конца президентских выборов.
Понятно, что американцы при любом раскладе не пойдут на то, чтобы оставить Израиль один на один со всем мусульманским миром – и в первую очередь один на один с Ираном. С другой стороны - это же в традициях американской дипломатии - запросто могут "кинуть" (ну или, если хотите, сдать) конкретную политическую фигуру ради своих целей. Вон — даже в приснопамятном МУС-е начали поговаривать об ордере на арест.
У спецслужб работа такая – не светиться в СМИ…
Вот тогда и могли пригодиться все те наработки израильских спецслужб, которые в Азербайджане вот уже не один десяток лет работают в полную силу и по широкому спектру. Ведь поставками оружия и боеприпасов, израильских беспилотников и так далее все отнюдь не ограничивалось. Израильтяне – речь, кстати, не только о Моссаде, есть там и другие, менее разрекламированные, но оттого не менее функциональные "конторы" – откровенно готовили себе плацдарм.
Вообще у спецслужб работа такая – особо в масс-медийном пространстве не светиться. Однако кое-какая фактура время от времени все-таки просачивалась. Речь об активной работе израильской радиоразведки в зоне Джебраила. Того самого приграничного с Ираном района, который не без помощи артиллерии, ракетных комплексов и беспилотников, поставленных Тель-Авивом, оккупировал Баку в ходе 44-дневной войны в Карабахе.
Были утечки и об объемах грузов армейского характера, которые в какой-то момент весьма активно переправляли из Израиля в Азербайджан военно-транспортные самолеты. Можно, конечно же, покопаться и найти в не столь уж давних архивах свидетельство этой активности – распечатки и скрины со всяких там флайтрадаров и флайтаваров у многих должны были сохраниться. А еще израильтяне серьезно работали с оппозицией "по ту сторону" – особенно, осенью 2022 года, когда в Иране резко активизировалась протестная волна…
Объявлена охота на тех, кому не сидится в тесных рамках, отведенных гегемоном?
Но это все может быть лишь предположением, версией, обусловленным лишь тем самым римским Cui prodest? Cui bono? Именно поэтому максимально быстрое расследование всех обстоятельств авиакатастрофы, повлекшей смерть иранского президента Раиси и министра иностранных дел Абдоллахиана жизненно важно не только для Ирана, но и для всего региона, для всей глобальной геополитической составляющей нынешних процессов. Не зря Россия уже предложила свою помощь в расследовании случившегося.
И если взглянуть на случившееся не только с позиции Ирана, но и с точки зрения установления нового, многополярного миропорядка - то случившееся становится еще более важным. Ведь сложившаяся ситуация обусловлена тем, что уже целый ряд стран действительно готов бороться за новый "более справедливый и по-настоящему демократичный миропорядок", кстати, озвученный лидерами двух сверхдержав – России и Китая. И тот же Иран в этом списке - отнюдь не последняя страна.
И смерть политических лидеров именно этой страны весьма органично вписывается в канву тех чрезвычайных происшествий, случившихся за последнее время на этом поле. Причем случились именно с теми политиками – лидерами стран, которые однозначно выступают именно за этот новый, многополярный миропорядок. С теми, кто не соглашается оставаться в тесных рамках, которые отведены для них старым, однополярным миропорядком. С тем самым, единым гегемоном.
Можно, конечно, упомянуть и Словакию (Роберт Фицо), и Сербию (Александр Вучич), и Саудовскую Аравию (наследный принц Мухаммед бен Салман аль Сауд), и попытку военного переворота в Турции (ну там перевороты, кажется, давно стали своего рода "традицией")… Но стоит ли? Важна тенденция, которая четко обозначена, особенно после катастрофы в Иране. Остается надеяться, что тенденция эта кажущаяся, и с теми, кто выступает против нового, многополярного миропорядка, больше ничего плохого происходить не будет. Хотя, верится в это с трудом.