Вокруг крушения вертолета и гибели президента Ирана и главы МИД продолжают строиться различные версии и гипотезы. Если обобщить, то основных версий случившегося четыре: техническая неисправность; неблагоприятные метеоусловия; преднамеренная диверсия с целью устранить президента Эбрахима Раиси из-за внутриполитических передряг и конкуренции; работа израильских спецслужб.
"Как можно летать на 45-летней технике?"
Техническая неисправность сейчас является официальной версией случившегося. Иранские источники и официальные лица при этом, озвучивая эту версию, не детализируют, в чем заключались технические проблемы. Однако учитывая возраст вертолета – а Раиси летел на борту 45-летнего американского аппарата Bell-212, - то особых объяснений здесь и не нужно. Техника была значительно изношена. В условиях многочисленных санкций Запада и, в частности США, иранский гражданский и военный авиапарк находится в достаточно сложном состоянии. Да, многие комплектующие к самолетам и вертолетам иранцы за 40 лет санкций научились производить сами, либо закупать на "черном рынке". Но ситуацию это не спасает.
О приличном возрасте упавшего вертолета заявлял ранее и споуксмен Госдепа Мэтью Миллер, сказав, что иранские власти сами виноваты, так как летали на старой технике. Госдеповский чиновник при этом в свойственной американцам форме со смесью цинизма и прагматизма заявил, что санкции против иранской авиатехники отменяться не будут.
Погодные условия
В свою очередь посол ИРИ в Беларуси спустя несколько часов после того, как стало известно о гибели президента, заявил о неблагоприятных погодных условиях. Алиреза Санеи напомнил, что в районе крушения в горной местности был очень густой туман, даже снег, а видимость была самая минимальная. Дипломат прав – о жутких погодных условиях свидетельствуют и многочисленные кадры поисковых работ.
В этом контексте многие ветераны авиации указывают и на возможную ответственность пилотов, принявших решение взлететь в условиях непогоды. Заслуженный пилот России Вадим Базыкин считает, что пилот не должен был принимать решение о взлете, зная о плохой погоде. В комментарии "Московскому комсомольцу" он пояснил, что в таких ситуациях последнее слово всегда остается за командиром экипажа: он подписывается под всеми документами. Администрация президента, конечно, может решать, лететь или нет, но чиновники, как правило, консультируются с авиаторами.
На человеческий фактор указывает и заслуженный летчик-испытатель СССР Виктор Заболотский. Последний в интервью телеканалу "Звезда" предположил, что пилоты в такую погоду и в горной местности летели на очень низких эшелонах, и это стало их роковой ошибкой. По его словам, летчики могли не заметить препятствия в виде вершины горы.
Внутриполитические разборки
В СМИ активно муссируется и версия, согласно которой авиакатастрофа могла быть следствием внутриполитической борьбы за власть в Исламской республике. Сторонники этой гипотезы отмечают, что Раиси считался одним из наиболее вероятных кандидатов на место 85-летнего верховного лидера Ирана Али Хаменеи, испытывающего проблемы со здоровьем. В этой ипостаси Раиси мог иметь противников, которые хотели его устранить. Сейчас, после смерти президента, среди кандидатов в преемники Хаменеи указывают его 55-летнего сына Можтабу Хаменеи и спикера парламента Мохаммада Багер Галибафа.
В этом контексте весьма интересные детали приводят турецкие издания. В частности, газета Turkiye со ссылкой на источники в иранских спецслужбах пишет, что вертолет был оснащен необходимыми средствами навигации и сигнализации. Причем его пилотировали летчики армии, а не Корпуса стражей исламской революции (КСИР). По данным издания, в последний момент были внесены изменения в список пассажиров вертолета - в него были включены глава МИД Хосейн Амир Абдоллахиан и другие лица, которые изначально должны были лететь в Иран из Азербайджана на втором вертолете.
Еще одна турецкая газета – Hürriyet – задается вопросом, почему было дано согласие на взлет вертолета при неприемлемых погодных условиях. Согласно авиационным правилам, информация о погодных условиях поступает заранее. Тем более вертолет, перевозящий главу государства, никогда не взлетит, если погодные условия неблагоприятны. Пилот имеет право никого не слушать. Тогда почему он взлетел - вопрошает автор публикации. Он обращает внимание на важную деталь: как известно, иранская делегация возвращалась домой на трех вертолетах, остальные два благополучно приземлились. В этой связи газета спрашивает: "Двигались ли эти три вертолета по одному маршруту? Если они двигались по одному маршруту, что произошло? Не почувствовали ли два других вертолета необходимость вернуться и провести наземную разведку? Если нет, то почему? Если три вертолета следовали разными маршрутами, это уже само по себе проблема. Приземлились ли эти два вертолета на самом деле?".
Издание небезосновательно отмечает, что два высокопоставленных чиновника не должны находиться в одном вертолете. И в данном случае непонятно, почему президент и министр иностранных дел находились в одном вертолете.
К гибели причастны израильтяне?
Российский летчик-испытатель Вадим Базыкин не исключает и версию подрыва летательного аппарата. Он отмечает, что вертолеты с высокопоставленными иранскими чиновниками были слишком доступны в том регионе, со всех сторон к ним можно было подойти…
Как известно, Раиси встречался с азербайджанским коллегой, вместе они открывали гидроузел на реке Аракс, близ Худаферинского водохранилища. Территория по ту сторону реки перешла под азербайджанский контроль в результате 44-дневной войны в Нагорном Карабахе. Азербайджанские власти время от времени анонсируют крупномасштабные проекты на этих территориях. Иранские официальные лица, между тем, неоднократно намекали на военное присутствие Израиля в регионе.
В качестве одной из возможных локаций израильского присутствия указываются территории Нагорного Карабаха, в частности в Физули (Варанда), где, к слову, после войны Азербайджан построил аэропорт и возвел ряд других инфраструктур. По мнению сторонников "израильской" версии, спецслужбы еврейского государства не могли упустить столь удобный случай для подрывной работы. Но это опять же предположение…
Ответы на все эти и другие вопросы должно дать расследование. Результаты которого, кстати, могут и скрыть от широкой публики.
Ничто не предвещало катастрофы
Весьма интересные подробности трагедии рассказал глава офиса президента Голамхоссейн Эсмаили, который находился в одном из сопровождающих вертолетов.
Чиновник сообщил, что во время полета погодные условия были нормальными, и только на небольшой части было облачно – в районе Сунгунского медного рудника. В какой-то момент командир экипажа президентского вертолета приказал всем набрать высоту.
Они поднялись чуть выше и спустя всего 30 секунд президентский борт пропал. Вертолет, в котором находился глава офиса, вернулся, чтобы найти его, но тщетно. В итоге было решено сесть на территории рудника. Попытались дозвониться до пассажиров, но никто не отвечал. Позвонили командиру президентского борта – ответил имам Тебриза Мохаммад аль-Хашеми, сообщив, что находится в ущелье. С ним позже связались повторно. Тот сказал, что чувствует себя плохо, находится в лесистой местности и никого рядом не видит. По словам Эсмаили, имам еще три часа после падения вертолета отвечал на звонки. Потом выяснилось, что в результате крушения погибли все сразу, кроме аль-Хашеми – он скончался спустя несколько часов.
Со слов иранского чиновника, погода резко переменилась уже потом, но то, что было до и во время полета, не предвещало катастрофы.