ЕРЕВАН, 25 мая – Sputnik. Геополитическая конъюнктура на Южном Кавказе меняется буквально на глазах. Вчерашний основной союзник и опора Запада в регионе – Грузия постепенно уходит из-под влияния Вашингтона и союзников. И ситуация дошла до того, что госсекретарь Энтони Блинкен уже грозит санкциями против грузинского руководства. Параллельно стратегический союзник России – Армения все активнее пробует себя в роли ключевого проводника западных интересов. Забегая вперед, отметим, что в этой схеме особняком стоит Азербайджан, которому пока что удается сохранить сбалансированные отношения со всеми силовыми центрами.
США против "американского закона" в Грузии
Касаясь причин такой региональной трансформации, политолог Степан Даниелян в интервью Sputnik Армения отметил, что противоречия между грузинскими властями и западными партнерами особенно обострились два года назад. Можно вспомнить, как Иванишвили некоторое время назад заявлял, что встречался с послом США, и тот предложил ему открыть в Грузии "второй фронт" против России. До этого был скандал вокруг антикоррупционных судов в Грузии, которые по сути являются инструментами влияния США на грузинских чиновников.
"Противоречия постепенно накапливались и достигли сегодняшней критической точки. А ситуация вокруг закона об "иноагентах" стала апогеем этой конфронтации. Но нужно понимать, что сейчас подобные законы принимаются не только в Грузии, но и в Венгрии, Турции, даже Франции. И вообще, это отнюдь не "российский" закон, как то утверждает грузинская оппозиция. Это вполне себе американский закон. Но с помощью этого закона сейчас Грузия хочет взять под контроль финансовые потоки, которые идут по линии различных НПО, она пытается вести самостоятельную политику, учитывая, что аналогичную политику проводят Россия и Турция", - сказал политолог.
Даниелян в то же время не спешит говорить о фиаско американской политики в грузинском направлении. Пока сложно сказать, чем закончится эта коллизия. Но бросается в глаза заявление премьера Грузии о том, что европейский чиновник угрожал ему судьбой словацкого премьера Роберта Фицо, недавно подвергшегося покушению. Очевидно, что в мире меняются правила игры, и главы государств становятся мишенью различных атак и угроз. По словам Даниеляна, Грузия, с одной стороны, постепенно сближается с Россией и Турцией, с другой идет на жесткую конфронтацию с США и Францией.
С Арменией все наоборот
Совершенно обратный процесс происходит в отношениях Армения-Запад и Армения-Россия. Ереван на всех парах идет на сближение с евроатлантическими структурами и в то же время минимизирует свое участие в постсоветских интеграционных объединениях. Кроме того, из уст армянских и российских официальных лиц звучат достаточно жесткие взаимные обвинения. И сегодня же стало известно, что Россия вызвала посла Сергея Копыркина в Москву для консультаций. Даниелян фиксирует определенную смену ролей между Арменией и Грузией.
Однако на пути Армении к еще большему сближению с Западом есть существенные препятствия. И это не в последнюю очередь география. С этой точки зрения путь Армении в ЕС лежит через Грузию либо Турцию. Но грузинский "маршрут" проблематичен с учетом упомянутых обстоятельств, а турецкий чреват тем, что Армения может оказаться в орбите влияния Анкары, а не Брюсселя или Вашингтона. И насколько турецкую зону влияния можно отождествлять с западной, вопрос остается открытым.
Азербайджан держит баланс, но есть риски
Как уже отмечалось выше, Азербайджану, в отличие от двух соседей, удается не обострять отношения с Москвой и западными столицами. И результатом этой сбалансированности, в частности, стало "поглощение" Нагорного Карабаха и депортация оттуда армян. Азербайджан все чаще воспринимается внешними силами как ведущая страна в регионе, играющая первую скрипку. Роль Баку усилилась после 44-дневной войны. Однако некоторые риски для Азербайджана все же существуют, утверждает наш собеседник. Азербайджан граничит как с Россией, так и Ираном – обе страны находятся в жесткой конфронтации с Западом. И любой неосторожный шаг Баку в этой ситуации может иметь самые негативные последствия для него.