Армянская композиторская школа генетически помнит григорианский хорал и раннюю ренессансную музыку, считает ведущий эксперт Нобелевского концерта Михаил Казиник.
"И поэтому она (армянская композиторская школа – ред.) хранит в себе память от древней Апостольской церкви: те монодийные напевы, которые человечество знало и в какой-то степени потеряло, преобразовало, украсило, забыло…", - говорит музыкант.
Он признается, что в последнее время из армянских композиторов ему особенно близок Гагик Овунц (музыка Овунца и музыкально, и тематически опирается на армянские национальные источники – ред.).
По словам Казиника, Армения для него имеет свой особый вкус, цвет, запах: "Я открывал ее также через архитектуру, через древние храмы, через Апостольскую церковь. Выяснял, чем она отличается от "просто" церкви. Потому что она идет от самых корней, от самого основания. Потому что армяне больше христиане и раньше христиане... Когда-то христианство было феноменальной религией, спасающей людей, дающей почву для искусства, культуры, но потом религию захватили политики..."
Об Араме Хачатуряне
В свое время искусствоведу посчастливилось общаться с Арамом Хачатуряном и даже вести его творческий вечер. Он вспоминает, что гениальный композитор был "жутко щедрым" и очень простым в жизни. В тот день после концерта, когда публика покинула зал, оркестр попросили задержаться, а потом открылись двери в фойе. Каково же было удивление музыкантов, когда они увидели накрытые для них столы.
"Арам Ильич потревожил все партийное начальство. Там была черная икра, красная икра, осетровые… А Арам Ильич выходит такой, с одной стороны – барин, а с другой – эмоциональный, какой-то очень близкий, очень простой. Для меня это был очень-очень добрый, чудесный человек", - делится воспоминаниями Казиник.
О главном посыле
Свой самый главный посыл человечеству искусствовед формирует следующим образом: "Человек был задуман гениальным". Он считает, что нужно ликвидировать по возможности все препоны и преграды к раскрытию его гениальности.
"Апостол культуры" в безвыходной ситуации советует слушать Баха, когда недостаточно энергии – Бетховена, если не хватает нежности, тепла, ласки – Моцарта, а когда хочется юмора – Гайдна. А на просьбу назвать одно-единственное произведение, не послушав которое грех уйти из жизни, отвечает: "Четвертая симфония Брамса".
О концертах
В Ереване в субботу Михаил Казиник выступит для детской аудитории.
"Готовится большой сюрприз для всех. На концерте-лекции армянскую музыку – музыку Комитаса – на скрипке будет играть армянин, детский нейрохирург. Это единственный подобный случай в моей практике", - говорит он.
В воскресенье же ереванского зрителя ожидает лекция-концерт для взрослых "Тайные знаки культуры".
Говоря о предстоящих выступлениях, Казиник добавляет: "Я готовлюсь к встрече с армянским народом. Я буду смотреть на лица людей, которые войдут в зал, а когда поднимусь на сцену, несколько секунд буду молчать, чтобы почувствовать энергию зала".
Полное интервью с Михаилом Казиником смотрите здесь.