Уже несколько дней жители Киранца Мгер Симонян и Ханум Тамразян демонтируют свои дома, которые годами строили собственными руками и своим трудом. Сейчас дома сносят, потому что, согласно опубликованным правительством картам, они находятся вне Республики Армения, в Азербайджане, и должны быть переданы азербайджанской стороне.
Мы впервые ступили на порог дома Ханум в середине апреля, когда правительство опубликовало карты демаркации границы и выяснилось, что мост, прилегающие земли и два дома, которые никогда не принадлежали Азербайджану в советские времена, также перейдут Азербайджану. Когда мы шли по саду Ханум, чтобы снять мост сверху, нас на каждом шагу просили внимательно смотреть под ноги, чтобы не наступить на только проросший лук, чеснок и картофель. Сейчас сад не поливается, а каменный дом сносят, чтобы азербайджанцам и дверной ручки не досталось.
Демонтаж дома Мгера в Киранце, территория которого переходит под контроль Азербайджана после делимитации
© Sputnik
То же самое делает и Мгер Симонян, дом которого СНБ уже запретила нам снимать. Более того, не только снимать, но и находиться на его территории. В нескольких метрах от дома Мгера полицейские установили своеобразный "пост", дальше которого территория уже не наша.
Ханум и Мгер после долгих переговоров согласились принять предложенную правительством компенсацию, размер которой официально не разглашается, а сами они избегают разговоров на эту тему с журналистами.
В результате демаркации границы в Киранце азербайджанской стороне переходит 54 объекта недвижимости, принадлежащих в общей сложности 30 лицам: на все из них имеются кадастровые свидетельства. 20 из 30 (среди них Ханум и Мгер) согласились принять компенсации, предложенные правительством, причем речь идет о довольно немалых суммах. По имеющейся у нас информации, предлагается компенсация в размере от $50 до $130 тысяч, в зависимости от типа недвижимости. По словам старосты села Камо Шагиняна, обоим в селе будет выделена земля для строительства нового жилья.
Помимо двух жилых домов, Азербайджану также переходят 3 магазина, пункт продажи автозапчастей, 48 земельных участков, а также несколько гектаров общинных земель. Некоторые из домов и участков оказываются непосредственно у границы, хотя и остаются на армянской стороне, их дальнейшая эксплуатация также под вопросом.
10 человек отказались от компенсации: среди них Рудик Авалян, у которого была точка продажи автозапчастей рядом со знаменитой статуей орла на обочине дороги, переходящей Азербайджану. Кстати, статую демонтировали, чтобы перевезти в другое место. Именно камера в магазине Рудика 2 мая зафиксировала, как "красные береты" применяли насилие к жителям деревни, а его самого силой вывели из его же собственного магазина.
Вагон-магазин автозапчастей Рудика Аваляна в селе Киранц
© Sputnik
"Мои друзья опустошили торговую точку, а у меня рука не поднялась. Теперь меня не подпускают к вагону-магазину", - говорит 30-летний Рудик. Его семья лишилась источника дохода, а у него на попечении двое детей – двух и четырех лет.
Рудик Авалян (справа) с односельчанами сидят под 700-летним деревом
© Sputnik
Он отказывается от компенсации, отмечая, что форма заявления уже сама по себе оскорбительна – просить губернатора выплатить ему компенсацию за землю, которая принадлежит ему и отнята у него.
Кстати, в стандартной форме заявления черным по белому написано, что в случае получения компенсации, гражданин отказывается от всех возможных имущественных и неимущественных требований к Республике Армения.
"Настоящим заявлением я уполномочиваю администрацию губернатора Тавушской области РА подать заявление в Комитет кадастра для проведения государственной регистрации прекращения прав на имущество, находящегося по вышеуказанному адресу".
Что касается Карине Петросян, также согласившейся получить компенсацию, то она сдает сад, который обрабатывала десятилетиями - это около 1,2 га. Если раньше киранцы без колебаний разговаривали и рассказывали все репортерам, то теперь все иначе.
Со слезами на глазах Карине рассказывает о саде, в котором чего только не растет: черешня, королек, груши, яблоки, инжир, смородина, малина... Даже в худший год они получали доход в размере не менее полутора миллионов драмов ($3800). А в этом году прогнозировали обильный урожай, но, к сожалению, им не суждено будет насладиться плодами своих трудов...
"Не знаю, почувствую ли облегчение, когда получу компенсацию...", - признается женщина.
Помимо имущества, принадлежащего людям согласно кадастровому свидетельству, Азербайджану передаются гектары общинных земель, которые могли бы использоваться во благо общины.
Что касается домов, которые окажутся прямо на границе, то один из них – общественное здание, в котором живут три разные семьи. Здание окажется непосредственно на обочине новой объездной дороги и семьи покинут его.
В нескольких шагах от границы находится недавно построенная школа, в которую уже с сентября этого года должны были пойти ученики. Чтобы добраться до школы с территории, ставшей после демаркации азербайджанской, требуется ровно полторы минуты спокойного шага – сама проверила. Сейчас сельчане стоят перед дилеммой: продолжать занятия в старом здании школы третьей категории аварийности (имени Геворка Варданяна, погибшего при самообороне села), которое, к тому же, будет всего в 200-300 метрах от границы, или в новом здании, которое находится прямо под носом у противника. Кстати, здесь уже размещены армянские пограничники.
Активно ведется строительство объездной дороги: после сдачи моста она должна соединиться с межгосударственной. А азербайджанский флаг уже виден невооруженным глазом: азербайджанцы уже продвинулись в результате делимитации. Сейчас сельчане обсуждают, кому "повезет" после завершения этих процессов - Ханум или Мгеру? На месте чьего дома будет установлен азербайджанский флаг?