В Третьяковской галерее Москвы вновь аншлаг. И в том, что наплыв посетителей, начавшийся несколько дней назад, продлится до дня закрытия выставки (11 августа), мало кто сомневается.
Что же показывают в Третьяковке?
Но сначала другой вопрос: "Почему он так поступил?" Этот вопрос имеет много ответов, но главный из них – от того, кто это сделал.
Арам Яковлевич Абрамян - академик, основатель советской урологии, всемирно признанный ученый и Герой Социалистического Труда, подарил Еревану уникальную коллекцию картин великих русских художников.
"Я хочу, чтобы как можно больше людей все это видело и приобщалось к этой красоте. Я знаю, как в Армении любят, понимают и ценят великую русскую культуру. Именно поэтому я завещаю своё собрание Еревану", – объяснил свой поступок один из крупнейших собирателей живописи советского периода,
Сегодня эти слова для нас очень важны.
С тех пор прошло сорок лет. Нынче вслух признаваться в любви к полотнам Репина, Коровина, Кустодиева, Кончаловского или Петрова-Водкина позволяет себе не каждый. Точно так же, как восхвалять Блока в поэзии, Шолохова - в прозе, Чайковского - в музыке или Юрия Власова - в спорте.
Сегодня в приоритете другие имена: Сухарев (Су-35 с модификациями), МиГ-29 (Микоян-Гуревич), Ту-160 (Туполев), высокоточные ракеты "Искандер", гиперзвуковые "Сармат", "Кинжал", "Циркон", "Авангард". Есть и другие, большинство из которых безымянные, поскольку создаются не в мастерских художников, а в суперсекретных КБ и на предприятиях. Вспоминают их в Армении чаще, чем Кончаловского и Фалька, потому что: "когда было надо, армянская армия всего этого не получила".
Так говорят те, кто любит находить причины неудач на стороне.
Сторона, к которой обращены вопросы, в данном случае – Россия. Нельзя сказать, что упреки совсем безосновательны. Кто-то с западной стороны основательно поработал, кто-то изнутри принял пас, кого-то такой поворот в отношениях озадачил. В любом случае повод задуматься над тем, куда ведет обострение отношений с Россией, есть. Особенно — когда оно усиливается!
"На протяжении своей долгой и не совсем бессодержательной жизни я не знаю случая, когда бы дружба с Россией была Армении во вред. Вместе строили, вместе побеждали, вместе праздновали, и вдруг: "с русскими нам не по пути". С Францией, что ли, дальше пойдем? С Италией или Доминиканской республикой?" – признается коренной москвич Арман Худавердян․
Тем временем в Азербайджане действует более трехсот русских школ, а во всех государственных вузах есть факультеты, где преподавание ведется на русском языке. В Армении с этим заметно хуже, однако слова Абрамяна "Я знаю, как в Армении любят, понимают и ценят великую русскую культуру" не должны оставаться в прошлом.
В афишах, приглашающих публику на концерты, представления или просто встречи, часто встречаются имена знаменитых гостей из Москвы, Петербурга и других российских городов. В концертных залах России редко когда не увидишь армян. И вот сегодня – выставка работ выдающихся художников России, собранная (свыше трехсот пятидесяти картин великих художников России) и преподнесенная в дар Еревану великим меценатом-армянином Арамом Абрамяном.
Почему он подарил их Еревану, мы уже знаем. А вот что было дальше, помнят не все. В первые годы независимости Армении (искусство ведь русское, а государство - армянское) музей пытались закрыть. Однако он устоял.
В 1995 году из музея украли шедевр Врубеля "Демон и Ангел с душой Тамары". Спустя двадцать два года полотно было найдено спецслужбами России, отреставрировано в Третьяковской галерее и передано бывшему президенту Армении Сержу Саргсяну президентом России Владимиром Путиным.
При всех передрягах музею повезло в другом: он находится на Каскад- одном из самых популярных мест столицы, куда люди приходят как бы девятым валом Айвазовского. Детище Абрамяна впечатляет даже тех, кто приходит на Каскад за крепким кофе и курицей-гриль. Первое, что может прийти в голову отечественным и заезжим гурманам, – это сколько же академик-меценат мог бы заработать на таких картинах! А Абрамян все отдал безвозмездно, не взял ни копейки. Почему? На этот вопрос мы уже ответили.
Понять, почему далеко не все состоятельные армяне помогают родине крепко стоять на ногах и противостоять вызовам, пусть каждый попробует сам. В порядке напоминания: из прошлого – Алек Манукян, Микаэл Арамянц, Погос Нубарян, Галуст Гюльбенкян; из настоящего – Рубен Варданян, Самвел Карапетян, Эдуардо Эрнекян, Гагик Царукян.
Есть еще. Разумеется, только из армян. Тот же Павел Третьяков, создавший известную всем миру галерею своего имени. Почему он это сделал? "Хотел, чтобы нажитое от общества вернулось обществу в виде произведений искусства".
И еще. Пусть не в тему, но, кажется, и не мимо. Из завещания купца второй гильдии Третьякова: "Сыновей до совершений лет воспитывать и прилично образовывать. Ежели моей супругой будет замечено, что сыновья будут брать деньги не на доброе дело, а на какую-нибудь слабость или распутство, то даю полную волю запретить выдачу денег до формального раздела".
Дальше думаем сами.