Турция: время балансирования и сиденья на двух стульях закончилось
Сейчас на геополитической арене схлестнулись насмерть два глобальных игрока-сторонника разного миропорядка - однополярного и многополярного. И в этих условиях даже одному из самых маститых и опытных игроков на этом поле – турецкому президенту Эрдогану - все труднее балансировать. Особенно с учетом того, что необходимость выбора – этого всегда пытался избежать турецкий лидер – диктуют США по принципу "кто не с нами, тот против нас".
К одному из своих ведущих в регионе натовских партнеров официальный Вашингтон присматривается уже давно. Еще задолго до начала острой фазы конфликта на украинском плацдарме, еще когда Реджеп Тайип изо всех сил пытался вытянуть экономику и банковско-финансовую систему своей страны за счет дружбы с Россией. Осудительные реплики из Госдепа предпочитал не замечать – и какое-то время это удавалось.
Вспомним, за последние годы были и АЭС "Аккую", и газопровод. Были многочисленные попытки реабилитировать российский туристический поток, помогающий не особо заботиться хотя бы о мелком и среднем бизнесе, завязанном на берегах Черного и Средиземного морей. Была попытка обеспечить себе региональное лидерство в военно-промышленном комплексе. Ведь если по беспилотникам ("Байрактар") был хоть какой-то паритет с Ираном и Израилем, то по системам ПВО Турция резко отставала.
Именно тогда Эрдоган, несмотря на членство в НАТО, пошел на беспрецедентный шаг, закупив у России ЗРК С-400, из-за чего был жестко высечен американцами, которые просто выкинули страну из списка будущих обладателей истребителей пятого поколения F-35. И хотя Турция к тому времени уже вложила свой кровный миллиард долларов в разработку и производство некоторых комплектующих истребителя, сделка все-таки состоялась.
Видимо, была надежда договориться с Москвой, что турки будут производить какие-то комплектующие для С-400 и станут, если можно так сказать, владыкой неба в регионе. Американцы достаточно долго смотрели на все эти потуги Эрдогана если не сквозь пальцы, то лишь укоряюще покачивая головой. Но бесконечно долго это все продолжаться не могло, особенно в нынешней ситуации уже весьма жесткого противостояния между Западом и Москвой.
Турецкому лидеру пришлось уступить в далеко не второстепенном вопросе
На самом деле гром грянул задолго до того, как Россия начала СВО на Украине. Гром грянул в 2016 году, когда была попытка военного переворота, из-под которого Эрдоган смог выкарабкаться лишь благодаря предупреждению русских. А еще громыхнуло, когда турецкая лира покатилась в тартарары, и у Реджепа Тайиповича начали, как снежный ком, расти проблемы в делах внутриполитических.
И если в 2018 году на президентских выборах Эрдоган еще смог победить в первом же туре (52.59%), то в 2023 уже был второй тур. Побеждал тогда турецкий лидер достаточно трудно. А уже на судьбоносных муниципальных выборах марта 2024 года правящая партия потерпела поражение от Народно-республиканской партии (НРП) и заняла лишь второе место. Крупнейшие города Стамбул и Анкара оказались под соперником.
Причиной тогда называли именно падение "социалки", экономики. А еще беспощадная инфляция, которую до сих пор обуздать не получается – в текущем году уже 75%, хотя планировали 44%. И на этом фоне Эрдогану на внутриполитической арене пришлось если и не идти на попятную, но как минимум договариваться. С теми же соперниками из НРП, с которыми турецкий лидер за последнее время встречался уже дважды, хотя до этого не было контактов целых 18 лет.
На самом деле прошедшие два дня все задавались вопросом: а что обсуждали Эрдоган и глава НРП Озгюр Озель два раза – 2 мая и 11 июня? Приходили к выводу, что действующему президенту придется договариваться как минимум о том, чтобы соперник не стал требовать внеочередных президентских выборов. Незадолго до этого сам Эрдоган заявил, что после 2028 года (на очередной срок) выдвигаться не станет. Но все не так просто, как казалось на первый взгляд…
Через два дня, 13 июня, депутат из оппозиционной парламентской фракции НРП Мурат Эмир сделал интереснейшее заявление. Оказывается, в результате переговоров его партии с правящей Партией справедливости и развития из 9 пакета судебных реформ, который сейчас активно обсуждается в парламенте, выпала статья об "иноагентах". Согласитесь, наводит на серьезные размышления.
Бравирующего суверенитетом Эрдогана методично подвешивают на крючок
Особенно если учитывать, что в последнее время сам Эрдоган на внутриполитических подмостках разворачивал дискуссии касательно принятия новой конституции. Сначала было удивлялись, что авторитарный лидер чисто восточного толка говорил, "мы отметили 100-летие основания Турецкой Республики с конституцией, которая является результатом военного переворота, что не соответствует демократическим принципам нашей страны".
С другой стороны, он же во время того же выступления говорил о том, что, за исключением 1921 и 1924 годов, "…все наши конституции были написаны по указанию опекунов и навязаны народу". На самом деле специалисты согласны с тем, что нынешняя турецкая конституция несет в себе элементы, как принято говорить, кастовой системы. Именно поэтому, видимо, турецкий лидер и хочет изменить ее принципиальные, основные векторы.
Ведь если связать эти три элемента, уже вполне четко очерченные на горизонте нынешнего турецкого политического ландшафта – закон об иноагентах, новая конституция и угроза внеочередных президентских выборов, то получается ситуация, с которой Эрдоган в своей карьере еще не сталкивался. Давление катящейся в бездну социалки и 75% годовой инфляции вполне могут стать главными факторами проигрыша на президентских выборах – если они вдруг состоятся.
Именно поэтому и приходится договариваться с оппозицией, которая на муниципальных выборах свою мощь вдруг да сразу осознала. Уступки Эрдогана в вопросе об иноагентах предполагают – и это уже ни для кого не секрет – серьезное (и в первую очередь финансовое) влияние на избирательную систему страны. Кто и как будет этим пользоваться, тоже гадать не стоит – технология одна, пользователь тоже один – объединенный Запад.
Вот на такой вот крючок и подвешивают сейчас турецкого лидера, используя весь инструментарий. И новая "демократическая" конституция, и отсутствие в судебных реформах закона об иноагентах, и четко разгоняемая инфляция, и опасность внеочередных президентских выборов… А ведь американцы уже давно убедились в том, что в подавляющем большинстве случаев фактор социалки перевешивает утверждение суверенитета, которым сейчас пытается откровенно бравировать турецкий лидер Эрдоган.