Демарш или акт гуманизма? Эксперт объяснил признание Арменией Палестины

Ереван в очередной раз продемонстрировал, что противостояние с тем же Азербайджаном совершенно лишено религиозного контекста.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ЕРЕВАН, 22 июн - Sputnik. Армения официально признала Палестину, и за этим решением стоит множество факторов – от глобальных пропалестинских тенденций до демарша против Израиля и стремления сблизиться с мусульманскими странами. Такое мнение в беседе со Sputnik Армения выразил востоковед, эксперт аналитического центра "Орбели" Армен Петросян.
21 июня МИД Армении выступил с заявлением о признании Палестины, подчеркнув приверженность принципам международного права, равенства народов, суверенитета и мирного сосуществования. Ереван отметил бедственное положение в Газе и продолжающийся конфликт, назвав это одним из важнейших вопросов международной повестки.
По мнению Петросяна, боевые действия израильской армии в Газе и многочисленные жертвы среди мирного населения стали катализатором роста пропалестинских настроений в мире, в том числе в Европе. В условиях, когда дипломатические усилия по урегулированию ситуации в Газе не приводят к успеху, признание Палестины становится эффективным механизмом давления на ультраправое правительство Израиля. Это показывает, что крупномасштабный гуманитарный кризис и попытки разжечь региональную войну неприемлемы. Армения как член международного сообщества должна была выразить свою четкую позицию, что она и сделала, отметил Петросян.
Что касается Израиля, то решение Армении может быть связано с проблемами армянской общины в еврейском государстве и продолжающейся "накачкой" Азербайджана израильским оружием. Возможно, Ереван этим решением хочет привлечь дополнительное внимание Израиля к вопросам двусторонних отношений.
МИД Израиля вызвал посла Армении из-за решения Еревана признать Палестину – СМИ
Однако, по мнению Петросяна, эти отношения никогда не были настолько крепкими, чтобы признание Палестины могло привести к серьезным потерям. Основные риски касаются безопасности армянской общины, возможного роста антиармянских настроений в радикальных кругах Израиля и обострения проблемы церковного имущества Иерусалимского патриархата ААЦ. Тем не менее, существующие плюсы перевешивают эти риски, считает эксперт.
С другой стороны, признание Палестины может улучшить отношения Армении с соседними мусульманскими странами и государствами Ближнего Востока. Учитывая позицию Турции и Ирана по палестинскому вопросу, действия Еревана могут стать дополнительным фактором нормализации отношений и сближения с этими странами. МИД Турции уже приветствовал решение Армении.
Однако эксперт не считает, что пропалестинские шаги Армении изменят расстановку сил в треугольнике Армения-Турция-Азербайджан. Позиции Анкары и Баку по палестинскому вопросу несколько отличаются: Турция обвиняет израильское правительство в геноциде жителей Газы, в то время как Азербайджан воздерживается от таких обвинений. Однако это не означает, что Турция пойдет на сближение с Арменией без учета интересов Азербайджана.
Основным компонентом в треугольнике Ереван-Анкара-Баку остаются отношения между Ереваном и Баку. По мнению Петросяна, палестинский "кейс" не способен изменить взгляды Турции на армяно-азербайджанский конфликт.
Тем не менее, признание Палестины дает Армении возможность продемонстрировать всему миру и мусульманским странам, что нагорно-карабахский конфликт никогда не имел религиозного контекста. Попытки Азербайджана представить проблему как столкновение христиан и мусульман лишены смысла.