ЕРЕВАН, 18 июн – Sputnik. До 2026 года министерства финансов Армении и России завершат уже третий по счету, интересный для обеих сторон проект – очередную программу сотрудничества по управлению государственными финансами. За все время действия программы, с 2017 года, стороны разработали и провели ряд реформ, которые неизменно высоко оценивают международные партнеры - рейтинговые агентства (Fitch, Moody’s, S&P), МВФ, Всемирный Банк и другие.
Многие из этих реформ кажутся написанными по западным образцам (повышение налогов на недвижимость, правила против офшорных сделок, принципы налогообложения транснациональных компаний и электронной торговли), но на самом деле родились из обсуждений как с МВФ, так и с российскими коллегами. С ними же разработана база и для другой важной реформы – деклараций доходов физлиц (которые сейчас в Армении внедряются поэтапно).
Советник министра финансов Армении Армен Геворкян
© Photo : Ministry of Finance of RA
Программа (ее полное название – "Программа двустороннего сотрудничества в области управления государственными финансами") началась в 2017 году. Тогда стороны взяли в работу сразу более десяти направлений, вспоминает советник министра финансов Армении Армен Геворкян (вместе с коллегами, 8 лет назад он начинал эту программу как замминистра и остается ее куратором как советник министра). С российской стороны в работе участвуют представители как непосредственно аппарата Минфина, так и его Научно-исследовательского института (НИФИ).
Консультации, подчеркивает Геворкян, ведутся не только на общих, широких уровнях, а на рабочих, то есть стороны вместе проводят мелкую и порой рутинную "бумажную" работу (если в век компьютеров ее еще можно так называть).
"В какой-то момент мы и сами решили работать чуть меньше "вширь", зато больше "вглубь". Но все равно направлений оставили много: сюда могу добавить пакеты мер по снижению долларизации экономики, по развитию финансовых рынков. Можно вспомнить и ставшую столь актуальной систему безналичных расчетов: работать над ней мы начали примерно тогда же", - рассказывает Геворкян в беседе со Sputnik Армения.
Программа примечательна не только по широте и масштабу работ, не только по взаимной выгоде в методологических вопросах, но и по человеческим контактам, которые завязались за это время, отмечает Геворкян. Одним из полезных "побочных эффектов" профессионального сотрудничества стали предстоящие курсы русского языка для сотрудников Минфина Армении. И хотя во многих отраслях профессиональная литература и коммуникация в Армении постепенно переходят на английский, но на эти курсы решили записаться десятки сотрудников Минфина.
"Кстати, этот эффект не такой уж и "побочный". Представьте, если через 15-20 лет специалисты наших стран смогут общаться только на иностранном (для каждого) языке. Думаю, от этого не выиграют ни у нас, ни в Москве. Скажу вам больше: несколько наших российских коллег уже взялись изучать армянский, и на бытовом уровне у них уже неплохо получается. Конечно, вряд ли они станут читать по-армянски финансовые документы (хотя кто знает!). Но суть ведь не в этом, а в том, насколько, за годы работы и общения, эти люди полюбили нашу страну и нашу культуру", - говорит Геворкян.
Вдобавок к правовым реформам, создан и набор эконометрических моделей для прогнозирования бюджетных доходов по всем основным налогам: на прибыль, на доход физлиц, на горнодобывающий сектор. Была создана и система стресс-тестов для фискальных шоков (то есть недобора налогов) разной тяжести.
Сейчас, на этапе 2023-25 гг, работа ведется по нескольким направлениям:
Налоговые реформы. Пересмотр льготных налоговых режимов, анализ их отрицательных сторон (случаев завышенных льгот и, в результате, нарушения конкуренции среди бизнеса и недобора налогов со стороны государства).
Изучение международного опыта (в частности, конвенции стран OECD) против офшорных сделок. Дальнейший анализ опыта по налогообложению прибыли международных компаний в Армении и армянских – за рубежом.
Налогообложение доходов физлиц, трудно поддающихся учету (например, доходы таксистов или работающих на “удаленке”).
Макроэкономика. Совершенствование анализа по фискальным (налоговым) рискам, развитие прогнозов по бюджетным доходам. Анализ эффективности бюджетных расходов и госпрограмм. Учет и оценка государственного имущества и природных ресурсов. Дальнейшее развитие финансовых рынков.
Прозрачность. Обсуждение возможностей по участию граждан (общественного сектора) в составлении бюджетных программ.