Дональд Трамп признался: его пугают быстрые темпы развития искусственного интеллекта. Меня тоже. При этом ни мне, ни Трампу остановить развитие ИИ не удастся. Бессмысленно, тем более что эти технологии сегодня применяются и для подсчета имеющихся у Вооруженных Сил России самолетов, ракет, заправочных станций и т.п., а это Вашингтону всегда было интересно.
Хочу немного о другом. Экс-президент США заметил, что, поскольку речи для его выступлений ИИ пишет лучше спичрайтеров, то какой резон держать так много речеписцев и платить им такие большие деньги.
Прикладываю сказанное к себе. Зачем редакторам изданий, которым я предлагаю заметки, продолжать сотрудничать со мной, если, как сказал Трамп, "всего несколько кликов и получаешь текст, сделанный так хорошо, что спичрайтеров можно увольнять".
Насчет увольнений экс-президент, похоже, слегка поторопился, журналистам же не мешает задуматься. Тем временем в Америке появились созданные ИИ фейковые фотографии Трампа с чернокожими избирателями – его на самом деле и рядом не стояло, а тут, вот вам, пожалуйста…
Оттого, что крестный отец искусственного интеллекта, 75-летний Джеффри Хинтон уволился из Googl-а, мне ни холодно, ни жарко – системы, способные заменять людей на рабочем месте, исправно работают, и их уже остановить.
Джеффри Хинтон: "Если бы не я создал, это сделал бы кто-то другой". Истинная правда.
Здесь уместно сравнение с Робертом Оппенгеймером, отцом атомной бомбы, который был так потрясен своим детищем, что посвятил остаток своей жизни борьбе с распространением ядерного оружия. То же самое случилось с советским академиком Сахаровым.
Отцы ИИ говорят, что создаваемые ими технологии представляют серьезную угрозу для работ, связанных с монотонными рутинными задачами, такими как: труд референтов, личных помощников, всякого рода консультантов, переводчиков и т.п., что угрожает перевернуть карьеры людей, занятых этим делом. Очень может быть.
Обидно, где-то несправедливо, временами жалко, но ничего не поделаешь, пусть даже многие гениальные умы видят в этом конец человечества, а некоторые ученые призывают сделать паузу в опасной гонке по внедрению передовых технологий, заявляя, что необходимо провести дополнительные оценки рисков.
А теперь взглянем на то, о чем нынешнее поколение не то, что не помнит, а даже не знает. Никто уже не протирает тройным одеколоном головку звукоснимателя в кассетном магнитофоне. Как и не склеивает лаком зажеванную пленку в кассетах. Никто не вырезает телепрограммы из субботней газеты и не подчеркивает в ней интересные передачи, которые нужно успеть посмотреть. Никто не штопает капроновые колготки – в экстренных случаях можно капнуть капельку клея. Никто не дарит на дни рождения отрез "веселенького ситчика", не пытается приготовить пиццу самостоятельно или посылать сервелат в посылках, не набирает горячую воду в чайник, чтобы быстрее закипела и уж тем более не хранит кораллы в серванте.
Все так, и глупо думать, а тем более утверждать, что так в прошлом было лучше, удобнее, рациональнее. Ничего подобного. Время идет, жизнь меняется, и остановить ее невозможно, да и зачем? И вот уже не нуждающийся в представлении Илон Маск предрекает. В будущем, по его словам, люди перестанут пользоваться телефонами, для общения им понадобятся мозговые импланты.
В январе самый богатый (или около того) американец уже сообщил, что первый человек в мире уже получил имплант компании Neuralink и чувствует себя хорошо. Сообщая, бизнесмен отмечал, что первые данные о работе устройства показывают многообещающие результаты. Возможно и так, однако, ходить с имплантом между ушами мне лично не хочется, но мало ли чего на этом свете мне не хочется.
Как, наверное, в свое время Ихтиандру из повести Беляева "Человек-амфибия" иметь вместо легких жабры оказалось не шибко комильфо, профессору Доуэлю из романа того же автора стать жертвой оживления человеческой головы, а инженеру Гарину из повести фантастического жанра Алексея Толстого носиться по миру с аппаратом, способным разрушать любые преграды.
Зато потом появился Жак Ив Кусто со своим батискафом "Калипсо", Владимир Демихов первым в мире пришил собаке вторую голову и пересадил сердце, а Александр Прохоров и Николай Басов придумали квантовый генератор (лазер), за что вместе с американцем Таунсом получили Нобелевскую премию.
"Если люди потеряют контроль над искусственным интеллектом, это будет означать, что он превзошел человеческий интеллект, и больше не будет нуждаться в людях или прислушиваться к ним, что позволит ему красть ядерные коды, создавать пандемии и разжигать мировые войны", – вместе со мной и Трампом беспокоится американский еженедельник "7 дней".
С другой стороны, специалисты убеждены в том, что ИИ сможет вылечить рак, решить проблему изменения климата и увеличить производительность труда. Чем плохо? Очень хорошо! Но понять, кем будут подписываться статьи, заметки и всякого рода материалы, если редакторы перестанут ждать их от меня, а переложат это дело на плечи искусственного интеллекта, я все еще не могу.