Осенью 1960 года на заседании Генеральной ассамблеи ООН лидер СССР Никита Хрущев снял ботинок с ноги и, угрожая оппонентам, стал стучать им по столу. Это озадачило.
На днях руководитель партии "Во имя республики" Арман Бабаджанян, находясь в Национальном собрании Армении, вытащил из-за пазухи калошу, помахал ею над головой и положил на свисавший с трибуны флаг ЕС. Это рассмешило.
Примут ли Армению в европейскую семью народов, а если да, то когда и на каких условиях, это, как говорится, еще вилами по воде. Мы же о калоше, в которую, как ни крути, фанат Европы сел.
Скорее всего, по незнанию. Акция имела целью показать, что Россия не только родина слонов, но и данной разновидности обуви. А все остальное, включая Дмитрия Менделеева в химии, Сергея Королева в космосе, Дмитрия Шостаковича с Арамом Хачатуряном в музыке, Галину Уланову в балете, непобежденную тройку (Харламов-Петров-Михайлов) в спорте, Ивана Боткина в медицине, и еще, и еще, и еще - все это как бы сбоку - как бы во-вторых, а то и в-третьих. Россия же - "родина калош". И ничем большим похвастаться не может.
Теперь о калошах (или галошах – кому как удобнее) подробнее. По одной из версий первые аналоги галош появились у коренных жителей Америки. Они вылепливались из пластичного каучука.
В 1803 году английский изобретатель Рэдли запатентовал накладки на обувь из ткани, пропитанной каучуком. Однако прошло еще более 20 лет, прежде чем дело дошло до первых "живых" образцов калош.
День их рождения отмечается в мире 4 февраля. В этот день, в далеком 1824 году, gallica (в переводе с латыни "гальская сандалия") впервые была показана миру не кем иным, как американским изобретателем и бизнесменом Чарльзом Гудричем. И случилось это не где-нибудь в Рязани, Казани или северном Мурманске, а в городе Бостоне. Из-за чего, собственно, и был учрежден не сказать что всенародный, тем не менее праздник.
Как раз за год до этого шотландский химик, член Лондонского королевского общества и весьма успешный фабрикант Чарльз Макинтош совершил технологический прорыв, разработав метод пропитки тканей раствором каучука в сольвенте - побочном продукте газификации каменного угля. Напомним, кстати, господину Бабаджаняну, что именно потому непромокаемые пальто того времени и назывались макинтошами.
Чем же она была хороша, так взволновавшая душу армянского политика калоша, которую хитрый на выдумку предводитель одной из армянских партий вытащил в парламенте из кармана?
Удобство калош как сменной обуви, прежде всего в том, что, направляясь в ненастную погоду в театр, на работу или еще куда, не надо нести с собой пакет с туфлями, а сам процесс переодевания происходит легко и занимает мало времени.
Так, с калошами в мешочке, шло в школу не одно поколение детей советского периода. Потом калоши забыли и вдруг они вспомнились, а случилось это совсем недавно, нынешним летом, когда Никол Пашинян приехал в одну из деревень Тавуша - объяснять местным жителям преимущества демаркации границы.
Премьер министр и сопровождавшие его лица шли по жирной, хлюпающей грязи, пытаясь не замочить штаны разлившейся вокруг и около жижей. Смущало не только то, что у приехавших не было с собой калош (кто их сегодня с собой возит?), а в том, как удается властям (сельским, муниципальным и еще выше) иметь в наше время село, по улицам которого ни пройти, ни проехать.
Но вернемся к калошному ликбезу. Первая изготовленная из сырой резины пара поступила в продажу в Бостоне в 1831 году.
Очень скоро обнаружилось, что сырой каучук, из которого они делались, в холодную погоду становился ломким, а в жаркую "таял". И тут весьма кстати оказалось изобретение еще одного Чарльза (и тоже американца) по фамилии Гудьир, который в конце 1830-х открыл метод вулканизации.
Производилось изделие методом сваривания (вулканизации) каучука с серой: оно не боялось ни жары, ни холода и вскоре стало популярным не только у себя на родине, но и за ее пределами, где, как мы знаем, и расположена Россия. Тут надобно заметить, что калошами пользовались не только простолюдины, но и занимавшая высокое положение богатая знать.
В России производство калош началось в 1860 году с Петербурга и уже к началу века - в цехах товарищества российско-американской резиновой мануфактуры "Треугольник". Выпускалось до двадцати миллионов пар в год. При этом четверть российских галош шла на экспорт.
Два слова о устойчивом выражении "сесть в калошу", появившемся в Древней Руси, когда ради зрелищ и развлечения люди устраивали поединки. Игры подобного рода проходили весной, когда кругом были лужи и грязь, и во время поединков бойцы нередко падали в лужу (слово калоша, которое сейчас обозначает резиновую обувь, произошло от слова калужа, что означало лужу – ред.). Такое завершение боя вызывало насмешки у публики и других участников игр, поэтому выражение и связывается с совершением ошибки или оплошности.
Кроме "сесть в калошу" часто говорят и "съесть калошу", но это история другая. В автобиографическом романе "Обещание на рассвете" французского писателя Ромена Гари готовность мальчика в доказательство своей любви к соседской девочке Валентине съесть сырую галошу выступает высшим подвигом самоотверженного чувства. Этот эпизод романа стал поводом для памятника Ромену Гари в Вильнюсе и представляет собой бронзовую скульптуру мальчика с прижатой к груди калошей.
Что же касается Армении, которую лидер партии "Во имя республики" всеми силами пытается впихнуть в Европу, то да, и мы тоже в калошном деле были не самые последние. Долгие годы недалеко от Гориса, в селе Шинуайр действовал завод резиновой обуви – делали кеды (на современный лад – кроссовки), калоши и другие изделия из резины.
Потом завод, на котором трудилось до сотни сельчан, преобразовали в акционерное общество открытого типа.
Сегодня завод бездействует.