Должностных лиц, знающих много того, чего не должны знать другие, называют носителями государственных тайн. Уходя в отставку, они становятся лакомым кусочком для оппозиции, пытающейся склонить их к сотрудничеству, чтоб получить материалы, которые могли бы документально опорочить противника и самим прийти к власти.
В Армении такого долго ждали от бывшего руководителя службы Национальной безопасности Артура Ванецяна. Генерал молчал как "партизан на допросе".
Сегодня чего-то "горяченького" ждут от последнего президента НКР Самвела Шахраманяна, тоже генерал-майора, тоже владеющего разнообразной информацией под грифом "Секретно", у которого с властью Армении отношения, мягко говоря, непростые. Но и здесь тоже, как в других случаях со знающими много всякого разного людьми, Шахраманян держит секреты при себе. Во всяком случае на сей момент.
Джулиан Ассанж, австралийский журналист, телеведущий, хакер, основатель международной некоммерческой организации WikiLeaks, но только не агент какой-либо из мировых спецслужб, на днях вышел из тюремной камеры после пяти лет заключения. Пять лет это немало, но в случае вынесения обвинительного приговора ему "улыбались" аж 170 лет заключения.
Чем же он, не шпион, не диверсант, не террорист, даже просто осведомитель так досадил американцам? Ассанж предал гласности материалы о военной деятельности США в Ираке и Афганистане, а также конфиденциальные телеграммы, которыми обменивались дипломаты, обнародовал тысячи электронных писем Национального комитета Демократической партии Америки, что привело к разоблачениям, поставившим в неловкое положение партию и предвыборный штаб Хиллари Клинтон. Среди писем были тексты с пикантными подробностями, от которых становится неловко не только активистам Демократической партии.
Как бы там ни было, в 2019 году Большое Федеральное жюри США (коллегия присяжных) предъявило Ассанжу обвинение по полной программе – восемнадцати пунктам. Предъявили, обсудили, взяли под стражу. Реакция на арест по большей части была недоумевающей.
"Впервые за столетнюю историю закона о шпионаже журналист привлечен к ответственности, по сути, за получение и распространение информации", - возмутился по этому поводу Дэвид Грин, директор некоммерческой организации Electronic Frontier Foundation Civil Liberties, занимающейся вопросами Первой поправки, согласно которой Конституция США запрещает правительству принимать законы, ограничивающие, в частности, свободу слова, свободу прессы, свободу собраний. "Эти обвинения никогда не должны были быть предъявлены", - заявил Дэвид Грин.
Нельзя сказать, что в своем порыве мистер Грин был одинок. В 2021 году коалиция групп по защите гражданских свобод и прав человека призвала администрацию Байдена отказаться от попыток экстрадировать Ассанжа из Великобритании и привлечь к ответственности, назвав это дело серьезной угрозой для свободы прессы.
По мнению группы, "информагентства довольно часто и регулярно публикуют секретную информацию, чтобы рассказать общественности о вопросах, имеющих важное социальное значение".
По моему личному мнению, есть в этой истории одна деталь, из-за которой наказывать надо не тех, кто смог тем или иным способом (без подкупа, с помощью агентуры, незаконного проникновения в помещение с суперсекретным сейфом и т.п.) получить нужную ему информацию, а шевеля развитыми извилинами мозга, претворить в жизнь свою задумку. Тут не того, кто выведал секреты надо наказывать, а тех, кто не умеет их правильно и надежно хранить.
Между тем, американские чиновники утверждают, что действия Ассанжа выходят далеко за рамки сбора новостей и ставят под угрозу национальную безопасность. Прокуроры заявили, что эти материалы, подвергли риску жизни военнослужащих и иракцев, работавших с американской армией, и усложнили борьбу с внешними угрозами.
Очень может быть. Но, с другой стороны, они же, эти материалы, помогли уберечь от гибели тысяч мирных иракцев, а также одетых в военную форму американцев, поскольку приблизили конец войны.
Как бы там ни было, проведя в изоляции пять лет, со "смертельной бледностью на лице" (наблюдение журналистов), Ассанж согласился признать себя виновным по одному из пунктов обвинений, после чего предстал перед судом в Сайпане, столице Северных Марианских островов – где-то посреди Тихого океана, но ближе к родной Австралии, гражданином которой является.
Суд был быстрым, но на диво справедливым. Под аплодисменты публики Ассанж вышел из здания, сел в частный самолет и вместе с журналистами, главой дипломатической миссии Австралии в Вашингтоне, а также Верховным комиссаром своей страны в Великобритании, улетел домой.
Обратите внимание: взятого под стражу на чужбине гражданина своей страны власти не забывали, не опускала рук как общественность Австралии, так и других стран мира, увидевшая в аресте журналиста и блогера не нарушение им закона, а политику чистой воды.
К размышлению: недавно появилась информация о том, что друзья и соратники томящегося в бакинской тюрьме Рубена Варданяна выдвинули его на Нобелевскую премию мира. Инициативу, в частности, подержали соучредитель фармацевтической компании Moderna, американский миллиардер армянского происхождения Нубар Афеян, бывший руководитель компании Unilever Пол Полман и другие.
В заключение: адвокат Ассанжа, вскрывшего нелицеприятные тайны американских специальных служб, заявил, что его подопечный продолжит бороться за свободу слова.