Ситуация на армяно-азербайджанском переговорном треке остается крайне неопределенной. И если говорить фактами, то по сути никаких армяно-азербайджанских переговоров нет в и помине, а происходит всего лишь активная имитация переговоров.
Безусловно, весь видимый антураж якобы переговоров сохраняется — стороны обмениваются какими-то "таинственными" поправками и замечаниями, которые должны быть согласованы в тексте так называемого "мирного договора". В свою очередь, пресловутое международное сообщество периодическим восторженно "хлопает в ладоши", приветствуя "положительную" динамику якобы переговоров. Для полной идиллии процесса не хватает массовых акций братания на границе стран, но...
...Но на то она и имитация. Соответственно, ничего общего весь этот армяно-азербайджанский переговорный "цирк" с реальностью не имеет.
А в реальности имеем ситуацию, когда под видом "налаживания отношений" армянской стороне грубо навязывается исполнение абсолютно безумных условий Турции и Азербайджана по поэтапному демонтажу армянской этнополитической единицы в регионе.
Речь, как мы понимаем, идёт о демонтаже Республики Армения.
Безусловно, все это происходит не от хорошей жизни, а вследствие постоянного военного, политического и дипломатического шантажа Азербайджана по отношению к Армении.
К примеру, антиармянский балаган под названием "демаркация/делимитация границы между Арменией и Азербайджаном" по сути стал легальным инструментом по отъему у Армении азербайджанской стороной так называемых "спорных" территорий.
Судите сами, по закономерному "совпадению" все территории, которые в течении последнего времени Армения добровольно согласилась передать Азербайджану в рамках фальшивой демаркации, являлись основой оборонительной линии северных регионов Армении (территории в Тавушской области).
Однако даже безропотное исполнение пашиняновской властью предусловий турецко-азербайджанского тандема никак не останавливает последних от выставления армянской стороне все новых и новых требований для достижения "мира".
Ситуация дошла до такого абсурда, что Азербайджан уже требует от Армении изменения Конституции страны под откровенно надуманным предлогом (якобы в Конституции Армении есть положения о территориальных "претензиях" к Азербайджану, что является откровенной манипуляцией).
Список условий и требований Азербайджана настолько объемный, что в результате их выполнения Республика Армения просто физически перестанет существовать.
Конечно, это не может не вызывать вопросов к пашиняновским властям у армянского общества, которому, напомним, была обещана "эпоха мира" в обмен на признание Арцаха/Карабаха в составе Азербайджана, но никак не постоянные унижения, угрозы войной, потери, дипломатический шантаж, оккупация 240 квадратных километров Армении и уже требование к армянскому обществу об отказе от своей национально-государственной идентичности (Конституции).
В данном случае армянской власти необходимо хоть как-то обосновать требования Азербайджана (что уже само по себе является нонсенсом) перед "гордыми гражданами". И провластный агитпроп не нашел ничего лучше, как списать военно-дипломатический шантаж официального Баку на некую форму "мести" Армении.
Так, глава правительства Армении Никол Пашинян 12 июня заявил с парламентской трибуны буквально следующее: "Азербайджан нам мстит за прошедшие тридцать лет, они говорят, что мы им не давали жить 30 лет, а сейчас они нам не дают".
Однако даже поверхностный анализ региональных реалий и исторических причин возникновения армяно-азербайджанского антагонизма показывает абсолютную несостоятельность тезиса о том, что все шаги азербайджанского тандема продиктованы исключительно "местью" к армянам.
У Азербайджана нет причин мстить, поскольку Республика Армения никогда не совершала зверств и злодеяний по отношению к азербайджанцам, проживающим на момент начала конфликта с Арменией. В Армении не было погромов и резни азербайджанцев в противовес тому, как, например, зверски убивали и изгоняли армян в конце восьмидесятых и начале девяностых годов двадцатого века в Баку, Сумгаите или Мараге.
Армения никогда не оккупировала ни сантиметра азербайджанской территории, а карабахские армяне, как коренные жители Карабаха/Арцаха, живущие на своей родине тысячелетиями, решили пойти по пути самоопределения. Как, собственно, и сами азербайджанцы, которые получили независимость в процессе развала Советского Союза.
То есть "мстить" Азербайджану Армении не за что, и руководство Азербайджана это прекрасно понимает.
Так в чем же дело?
Чем вызвана целенаправленная и методичная политика турецко-азербайджанского тандема по нейтрализации армянского фактора в регионе с последующим демонтажом армянской государственности?
Все просто. Азербайджан и Турция с двадцатых годов двадцатого века вели политику по созданию условий для обретения общей границы в рамках так называемого проекта "Большой Туран", который бы обеспечил бесперебойную связь между Турцией, Азербайджаном и тюркоязычными республиками Средней Азии с перспективой "политического перекидывания" пан-тюркского влияния на лояльные к туранской идее регионы Ирана, Китая, российского Северного Кавказа.
А на пути к созданию физической границы между Турцией Азербайджаном стоит только Армения.
То есть стремление к тотальному контролю Армении со стороны Азербайджана прямо соответствует глобальной геополитической концепции так называемого "тюркского мира". Следовательно, потуги нынешней армянской власти выставить позицию Азербайджана как некую формулу "мести" не выдерживают никакой критики.
Почему же армянская власть не признает настоящие причинно-следственные аспекты в поведенческой модели официального Баку по отношению к Армении?
И тут тоже все просто. Если армянская власть признает, что действия Азербайджана продиктованы неотюркской геополитической доктриной "Большого Турана", то армянским властям так же придется признать, что их модель "эпохи мира" или мирного сосуществования Армении, Турции и Азербайджана является чудовищной профанацией. И фактически все действия тех же армянских властей генерируют не мирную повестку, а наоборот, формируют для Азербайджана и Турции благоприятную региональную конъюнктуру для окончательного решения "армянского вопроса" путем поэтапного уничтожения/нейтрализации Армении.