"Средний коридор" на повестке: может ли Ереван подключиться к Транскаспийскому маршруту

Теоретически Армения может стать участницей Транскаспийского международного транспортного коридора (ТМТК), однако для этого необходима политическая воля стран-участниц.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Армении вновь намекнули - страна может еще примкнуть к Среднему (Транскаспийскому) коридору.
На днях помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Джеймс О'Брайен на брифинге в Азербайджане назвал "Средний коридор" (также иногда его называют "Срединный коридор" - ред.) важным проектом для региона и отметил, что "есть прекрасная возможность выйти на международный рынок через Армению и Турцию".
Ранее о рассмотрении Армении в качестве артерии в "Среднем коридоре" заявляли в Тбилиси и даже Анкаре. Однако на практике участие Еревана с политической (из-за позиции Баку) и географической точек зрения (отсутствие инфраструктуры) маловероятно. Об этом свидетельствует и то, что очередной раунд переговоров по реализации проекта, запланированный на ближайшее время в Турции, пройдет с участием только представителей Тбилиси, Астаны и Баку.

Немного о проекте "Транскаспийский международный транспортный коридор" (ТМТК)

Это международный транспортный коридор, который пролегает через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и далее в Турцию и страны Европы.
Договоренность о закладке маршрута была достигнута в ноябре 2013 года в рамках II Международного транспортно-логистического бизнес-форума "Новый Шелковый путь" в Астане руководителями железных дорог и морских портов Казахстана, Азербайджана и Грузии. Маршрут будет синхронизирован с Китайской инициативой "Пояс-путь", его частью также является проект железной дороги "Баку-Тбилиси-Карс".
Цель "Среднего коридора" - максимальная синхронизация маршрутов и упрощение передвижения грузов по нему. В настоящее время запущена платформа для координации Транскаспийского международного транспортного маршрута. Казахстан и Китай запустили тестовые грузы по Среднему коридору (с применением мультимодального типа перевозок), а Баку и Пекин подписали меморандум об увеличении объема грузоперевозок по ТМТК. В ближайшее время в Баку прибудет первый блок-поезд из провинции Цзянсу, который отправился в путь 20 июня.

Как в это вписывается Армения?

Если исходить из логистических расчетов, то присоединение Армении к проекту возможно через железную дорогу. Теоретически "Средний коридор" может быть сопряжен с одним из направлений армянской инициативы "Перекресток мира". Таким образом, Ереван может подключиться к ТМТК через ветку Каян-Раздан. Так грузы из Китая по Каспийскому морю доедут до Азербайджана, оттуда по ветке в Армению, далее в Турцию (через Ахурик). Отдельное ответвление ТМТК может быть в Грузию и Иран (в случае восстановления железной дороги в Сюникской области).
Теоретически товары из того же Китая, стран бассейна Персидского залива, Индии могут доезжать контейнерами до иранского порта Чабахар, далее из Ирана в Армению и оттуда в Европу через порты Черноморского бассейна.
В этом случае Армения становится стыковочным звеном не только для нескольких стран, но и транспортных коридоров. При наличии у Баку политической воли Армения может присоединиться к ТМТК вместе с Грузией, если воспользуется железной дорогой Баку – Тбилиси – Карс (БТК). В настоящее время БТК недоступен Армении, так как Баку не желает, чтобы армянские грузы проезжали по этому маршруту.
На фоне последних событий Армения может стать транзитным узлом в ряде транспортных проектов. Однако чтобы все это стало реальностью, наша страна должна решить ряд логистических и инфраструктурных задач, реализовать поставленные цели.