ЕРЕВАН, 7 июл — Sputnik. Внешнюю политику Ирана, в том числе в отношении Армении, определяет не только правительство, а государственная система в целом. Об этом иранист Жанна Варданян заявила в интервью Sputnik Армения, комментируя избрание нового президента ИРИ.
Кандидат от реформаторского крыла Масуд Пезешкиан победил по итогам второго тура внеочередных выборов президента Ирана, набрав 53,6% голосов.
По словам Варданян, изначально казалось маловероятным, что Пезешкиан дойдет до второго тура и победит на выборах. Но реформаторы смогли объединиться вокруг него в начале предвыборной кампании.
"После 3-летнего перерыва (последовавшего после президентства Роухани) в Иране снова сформируется реформаторское правительство. При этом парламент в большинстве своем останется консервативным во главе с одним из конкурентов Пезешкиана – Мохаммадом Багером Галибафом. Во главе судебной системы и ряда других структур также стоят консерваторы", – сказала эксперт.
В этом плане ситуация очень похожа на последние годы правления Хасана Роухани в 2020-2021 гг. Тогда сформировался консервативный парламент, за год до того судебную систему возглавил консерватор Эбрахим Раиси.
В таких условиях, по словам ираниста, правительству Роухани было очень сложно работать. Парламент мог отказаться от принятия инициированных правительством законов, утвердить совершенно другие проекты, требуя от исполнительной власти их выполнения.
"Вполне вероятно, что правительство Пезешкиана столкнется с теми же проблемами. Если, конечно, различные ветви власти не придут к консенсусу", - сказала Варданян.
Что касается этнического происхождения Пезешкиана (сообщалось, что он азербайджанец - ред.), то его отец – тюркоязычный, а мать – курдоязычная. В Иране принято говорить, что все они иранцы, говорящие на разных языках. Именно поэтому, по ее словам, правильнее называть его не азербайджанцем, а тюркоязычным.
Как отметила эксперт, трудно прогнозировать, какую именно политику он будет вести. Но реформаторы, прежде всего, склонны к урегулированию отношений с Западом, к переговорам и снятию санкций. С другой стороны, ожидаются выборы в США, и если там победит Трамп, то иранцам вряд ли удастся добиться прогресса.
"Переговоры реформаторов с Западом не приведут к пренебрежению такими направлениями, как Россия и Китай. Именно при реформаторах был подписан договор о сотрудничестве между Ираном и Китаем на 25 лет. Также активно продолжалось сотрудничество с РФ. Таким образом, говорить о радикальной смене курса неуместно", – уверена Варданян.
Кроме того, не только правительство отвечает за внешнюю политику. Это – лишь часть системы. Если политика меняется, значит, в системе достигли консенсуса.
Она отметила, что погибшего Раиси готовили к должности президента много лет. И его смерть резко нарушила планы и программы консерваторов. Поздравление Хаменеи, в котором он призывает Пезешкиана продолжить политику Раиси, – это месседж: не доверять США, смотреть на Восток, надеяться на собственные силы и укреплять экономику, чтобы она могла противостоять санкциям.
Тот же системный подход действует и в отношении Армении. После 44-дневной войны Южный Кавказ стал приоритетным направлением для Ирана, напомнила Варданян.
"Думаю, в этом плане изменений не будет, регион продолжит оставаться приоритетным. Вместе с тем, нельзя исключать, что могут быть локальные изменения, которые не будут так уж заметны. Например, на уровне отдельных проектов", – считает востоковед.
Для Армении сковывающим является тот факт, что, будучи депутатом, Пезешкиан выступал с проазербайджанскими заявлениями. Учитывая радость тюркоязычных кругов, в том числе пантюркистов, а также возможность присутствия проазербайджанских лиц в его окружении, это может беспокоить Ереван, сказала эксперт.
При этом, на ее взгляд, новые власти вряд ли совершат какие-то поворотные изменения, если система в целом этого не захочет.
Напомним, внеочередные выборы состоялись после того, как 19 мая президент ИРИ Эбрахим Раиси погиб в результате крушения вертолета в иранской провинции Восточный Азербайджан.