В последние несколько месяцев статистика фиксирует в Армении беспрецедентный рост промышленности — порядка 20%. В ноябре-декабре 2023 года и в первые месяцы 2024 года рост был вписан раздел металлургии, затем "перескочил" в ювелирную промышленность, а в мае "вернулся" в металлургию.
Эти "перескоки" исчисляются сотнями миллионов долларов, что в несколько раз превышает прежние масштабы ювелирного производства в стране. За первое полугодие промышленность поднялась почти на 20% (18,2%), причем в основном за счет не сырьевой, а добывающей промышленности, где рост редко превышает 10%.
Такие цифры, да еще и с такими резкими скачками, выглядят необычно. На первый взгляд кажется, что под видом местного производства маскируется посредническая торговля, но на самом деле тут все законно. Давайте поясним, в чем дело.
Почему "предположительно"?
Разгадка этих миллионов и роста почти в 20% заключается в золоте, которое, предположительно, поступает в Армению из России, проходит первичную обработку и затем отправляется в Арабские Эмираты, где из него и делаются готовые украшения. "Предположительно" еще потому, что Комитет госдоходов пока не опубликовал статистику внешней торговли по странам даже за 2023 год. Предположительно из России — потому, что другим странам нет смысла "раскидывать" производство и здесь и там, так как они не подвержены санкциям.
И что же это за золото?
По всей видимости, в Армении из привозного золота делают заготовки для ювелирных изделий. В статистике такое производство балансирует на грани между металлургией и ювелирным делом. Вероятно поэтому оно и "прыгало" из одной категории в другую.
Золото и рубашки: смотря как посчитать
Итак, если наши предположения верны, то ювелирные изделия в Армении (не вообще, а в данном случае) не производятся полностью, а вывозятся как полуфабрикаты. Это означает, что работы над ними проводится немного, и продаются такие заготовки с гораздо меньшей наценкой, чем готовые украшения. Но почему же тогда промышленность страны демонстрирует столь значительный рост?
Дело в том, что формально здесь все выполнено по правилам и основано на международных правилах статистики: если бизнес сам покупает сырье для производства, то в статистику включается стоимость как обработки, так и самого сырья. Учитывая, что речь идет о золоте, понятно, как оно может "раздуть" статистику. Кажется неправильным включать это золото в показатели нашей промышленности, ведь его выплавляли не в Армении. Но формально, по правилам, это сделать можно.
Показательно сравнение с армянскими текстильными фабриками: они шьют одежду по заказам из Европы и России в больших объемах. Однако фабрики не покупают сырье сами, а получают его от заказчиков. По этой причине в промышленную статистику Армении включается только стоимость пошива, а не сырья. В итоге, несмотря на то что экспорт одежды из Армении в 2023 году превысил $320 млн, в статистике промышленности учтено только около $106 млн, то есть менее трети этой суммы.
В случае с золотом в статистику включается полная стоимость - и материал, и его обработка (хотя рост промышленности можно пересчитать и без стоимости золота). Суть от этого не меняется: статистика выглядит впечатляюще, но что это значит для экономики страны?
И что в итоге?
В итоге вспоминается, что нам говорили учителя, когда мы спрашивали о наших оценках: "Ты учишься не ради оценки, а ради знания".
Конечно, мы не берем на себя роль учителей: Статкомитет гораздо лучше нас знает, как составлять экономические отчеты, а в Минэкономики понимают, какой рост приносит больше пользы для экономики. И мы не считаем, что реэкспорт, о котором шла речь, – это плохо: если бизнес нашел удобную нишу и получает законный доход, это хорошо и для него, и для окружающих.
Просто хотим напомнить, что как нас учили заниматься не ради оценки, так и страна должна развивать экономику не ради статистики. Поэтому стоит задуматься о том, каким был бы промышленный рост без этого "куска золота", который так удачно в нее вписался. Конечно, тогда цифры будут выглядеть менее "парадно", зато более реалистично. Надеемся, это стимулирует власти на создание новых программ поддержки промышленности в дополнение к уже действующим.