ЕРЕВАН, 14 августа – Sputnik. Комитет госдоходов Армении ввел в обращение проект законодательных поправок, согласно которому предприниматель будет арестован на 3 года в случае обнаруженных нарушений на сумму в размере 10 млн драмов (около $25 тыс.) и более. Проект вынесен на общественное обсуждение на платформе e-draft до 23 августа. На данный момент против проекта проголосовали 1206 человек, за - 8.
Речь, в частности, идет о том, чтобы признать утратившей силу ч. 5 ст. 290 УК Армении, согласно которой для предпринимателей предусматривались стимулирующие нормы, касающиеся освобождения от уголовной ответственности.
В беседе со Sputnik Армения основатель Союза предпринимателей "Манташянц" Ваграм Миракян напоминает, что по этой статье, если бизнесмен оплатил сумму нарушения, зафиксированную предварительными расчетами инспекторов КГД, то он освобождался от уголовной ответственности.
"Есть множество случаев, когда бизнесмен платит за зафиксированное Комитетом нарушение, выходит из-под стражи, доказывает в суде, что КГД произвел неверный "предварительный расчет", и получает деньги обратно. Теперь с отменой данной статьи УК бизнесменов начнут арестовывать на 3 года, даже если он выплатил сумму зафиксированного нарушения. В результате парализуют бизнес. Но позже выясняется, что нарушение было не на 50 млн. драмов, а на 5 млн. драмов, например. Или выясняется, что нарушения вообще не было, а инспекторы неправильно поняли ", - сказал Миракян.
По его словам, закон не предусматривает никакого наказания для инспектора, допустившего неверный "предварительный расчет налога". Зато КГД предлагает брать бизнесменов под стражу после оплаты требуемой суммы. А это значит, что ежегодно в местах не столь отдаленных окажутся до 1000 бизнесменов. К такому выводу Миракян пришел, основываясь на данных самого КГД, взятых налоговым ведомством у Следственного комитета. Согласно этим данным, в 2023 году было рассмотрено 932 уголовных дела (по части неуплаты налогов), завершено 464 производства, прекращено 439. Из них 60 - по поощрительным, 379 - по иным мотивам. В общей сложности у бизнеса взыскали 27 млрд драмов ($67,5 млн).
"Проблема носит куда более глобальный характер: есть серьезный разрыв между доходами и расходами бюджета, Минфин Армении и КГД не могут выполнить установленный предварительный бюджетный план, поэтому делают то, что могут - осуществляют репрессии. Налоговые поступления сократились, поскольку экономика находится в упадке, а экономический рост замедлился. Сейчас, вместо того, чтобы развивать бизнес, стимулировать к росту и в конечном итоге к большим налоговым выплатам, мы его душим. И налоговый орган выступает в роли ведомства, всего лишь выполняющего поставленный план", - подчеркнул Миракян.
При этом он не видит во всем этом политического контекста, хотя многие эксперты не исключают, что шаги налоговых структур как раз имеют политическую подоплеку. Как сказал Sputnik Армения на условиях анонимности один из специалистов, предлагаемое КГД налоговое ужесточение особенно нацелено против тех бизнесменов, которые так или иначе пытаются поддержать оппозиционеров.
"Изучение минимум 10-летнего международного опыта налогового администрирования показывает, что общей тенденцией является декриминализация экономических преступлений. По сути, аналогичный подход принят и в нашей стране (в качестве доказательства – повышение суммы крупных и особо крупных налоговых правонарушений с 1 июля 2022 года: 5 млн драмов выросли до 10 млн, 15 млн драмов – до 20 млн). Это означает, что предлагаемое изменение предполагает введение нового инструмента политического преследования", - сказал наш источник.
Тему прокомментировал и бывший председатель КГД Давид Ананян, который в своей записи в соцсетях не исключил политического контекста в действиях Комитета.
"Вызывает тревогу тот факт, что правовое регулирование налоговых процессов зачастую находится под влиянием политических условий. В таких условиях могут возникнуть ситуации, когда решения принимаются не на основе объективных экономических показателей и правовых норм, а в соответствии с текущими политическими соображениями. Подобные инициативы (например, законодательная инициатива об отмене части 5-й 290-й статьи УК РА) могут привести к практике внесения несистематизированных изменений в законодательство, созданию неопределенности и препятствий для бизнеса, что, в свою очередь, очевидно, окажет негативное влияние на экономическую стабильность и правовое доверие предпринимателей к системе", - написал он.
По мнению Ананяна, для достижения стабильного экономического роста и обеспечения долгосрочного развития необходимо стремиться минимизировать политическое влияние на процессы налогового регулирования.
Давление налоговых структур на бизнес в Армении был ожидаем: в условиях, когда планы по сборам не выполняются, власти обычно переходят к репрессивным мерам, сказал Sputnik Армения экономист, директор аналитического центра "Альтернатива" Татул Манасерян.
Он считает, что нынешние действия налоговых органов направлены на решение тактических, сиюминутных задач – любой ценой собрать как можно больше денег в госказну. Однако в долгосрочном плане они отпугивают инвесторов и начинающих бизнесменов, препятствуют экономическому развитию. Комитет государственных доходов обязан не только собирать налоги, но и обеспечивать благоприятную среду для того, чтобы создаваемая бизнесом добавленная стоимость вновь направлялась в экономику.
Со слов нашего собеседника, до недавних пор было принято считать, что действующие власти оставили бизнес в покое, они не вмешиваются в его деятельность, не "кошмарят" бесконечными проверками и штрафами. Но такое впечатление не слишком отражает реалии. Сам Манасерян еще 2 года назад был гостем на одной из встреч клуба "Манташянц", и тогда уже многие бизнесмены выражали недовольство регулирующими органами.
Экономист убежден, что в условиях глобальной неопределенности правительству следовало бы подумать над капитальными инвестициями для обеспечения долгосрочного роста, а не вырабатывать все более изощренные репрессивные механизмы.
Дело в том, что сейчас вся экономическая активность в стране вызвана внешними факторами, в частности украинским конфликтом, санкциями против РФ, реэкспортом из Армении и т.д. Но конфликт рано или поздно завершится, и только капитальные инвестиции позволят иметь сильную национальную экономику. Но такой задачи сейчас армянским руководством не ставится, констатирует наш собеседник. Нет даже представления, долгосрочной стратегии и концепции развития экономики. Это вкупе с дилетантизмом и приводит к нынешней ситуации в налоговой политике.
Манасерян считает, что дилетантизм в управлении повсюду: ответственные за экономику структуры после смены власти в 2018 году только терпят фиаско. Им никак не удается найти кадры внутри команды, способные управлять экономикой, без комплексов общаться с экспертами и т.д. И последствия такой политики ощущает на себе не в последнюю очередь бизнес.