Среди 1 000 крупнейших предприятий Армении остается немало компаний-"невидимок". Так можно назвать компании, которые не размещают никакой информации о своей деятельности (совсем как у Пушкина в "Сказке о царе Салтане": "Торговали мы недаром неуказанным товаром").
Как можно догадаться, таких компаний стало значительно больше после 2022 года (многие из них были зарегистрированы как раз в 2022-м или позже). Понятно также, почему они не слишком стремятся афишировать свою деятельность: перепродажа товаров – бизнес довольно деликатный.
Как тут не сказать…
Власти Армении тоже не распространяются о деятельности таких компаний, чтобы не навредить их бизнесу. Впрочем, точно так же ведут себя власти других стран, через которые проходит такая торговля. Более того, Армения в этом отношении одна из самых прозрачных стран (насколько это возможно). Далеко не везде, например, публикуется список крупнейших налогоплательщиков страны с подробной разбивкой по видам налогов. Не везде публикуются и данные госреестра об основателях предприятий. Соответственно, сколько бюджеты этих стран получают от такого бизнеса, едва ли можно подсчитать хотя бы приблизительно (тем не менее, мы попытались это сделать).
Итак…
Итак, в топ-1000 налогоплательщиков за I полугодие 2024 года, компаний-"невидимок" мы насчитали 46. В сумме они уплатили в бюджет около 19,5 млрд драмов (примерно $50 млн). Год назад, в списке за I полугодие 2023 года, таких компаний (и индивидуальных предпринимателей) было 75, а налогов они уплатили около 26 млрд драмов (около $67 млн).
Но из этих объемов нужно вычесть НДС (который компании платят на армянской таможне при временном ввозе товаров, но получают обратно при реэкспорте). В этом случае получается, что за I полугодие и 2023, и 2024 года "невидимки" пополнили бюджет Армении на суммы примерно одного порядка – в пределах 11-13 млрд драмов (то есть примерно от $27-28 до $34-35 млн).
Повторим, здесь мы подсчитали только налоги компаний и ИП, которые не публикуют о себе сведений. Если говорить о посреднической торговле в целом, то, скорее всего, к этим $27-35 млн нужно прибавить часть налогов от известных компаний – например, дистрибьютора мобильной техники Mobile Centre, обороты у которой сильно выросли. Но невозможно разделить, сколько этот или другие дистрибьюторы получают от розничных продаж внутри страны, а сколько – от оптовой перепродажи в третьи страны. Ведь розничный сегмент у таких компаний тоже мог вырасти, в том числе за счет продаж иностранцам (будь то релоканты или туристы).
А где же миллиарды?
Конечно, условные $30-35 млн за полгода, или $60-70 млн за год (пусть даже $80-90 млн) – это, на первый взгляд, не очень много по сравнению с несколькими миллиардами долларов посреднической торговли, которые проходят через Армению. Объемы этой торговли не снижаются: достаточно взглянуть, на объемы торговли с Россией и Эмиратами только за I полугодие 2024 года. Но не секрет, что армянским дилерам приходится жестко конкурировать с такими же дилерами в Эмиратах, Турции, Казахстане и других странах. Поэтому каждый из них может торговать, скажем, бриллиантами или электроникой на 100 миллионов долларов, но ставит на них наценку всего в 1-2%.
Так или иначе, дополнительные $50-60 млн бюджету Армении совсем не мешают. Дилеры, естественно, тоже не остаются внакладе.
Следы "невидимок": армянское село, грузинский авторынок, индийские алмазы…
О некоторых из "невидимок" удается отыскать отрывочные сведения в зарубежных источниках. Приведем несколько примеров, не называя компаний и их основателей, потому что наша цель - рассказать о посреднической торговле как о явлении, а не навредить какому-либо конкретному бизнесу (зачем, если он работает законно и платит деньги в бюджет страны?).
Одна из самых крупных (по объему налоговых выплат) "невидимок" зарегистрирована за пределами Еревана, в сельском доме (вероятно, здраво рассудив, что незачем тратиться на аренду офиса в Ереване).
Следы другой компании отыскались в базе данных международной торговли Trademo: она значится там как закупщик драгоценных камней из Индии. Учредителем еще одной компании значится гражданин РФ – и, судя по той же базе Trademo, у него есть одноименная компания в Турции, через которую он закупает грузовики MAN.
Еще одна из "невидимок" очень созвучна по названию с американским производителем оборудования, у которого до февраля 2022 года делал закупки "Ростсельмаш" (один из крупнейших российских производителей сельскохозяйственной техники).
Другую компанию-"невидимку" основал россиянин армянского происхождения, причем еще до 2022 года у него была дилерская компания по торговле машинами (в частности, он работал на авторынке в грузинском Рустави)…
На этом остановимся, чтобы наша статья не слишком походила на пересказы сплетен. Повторимся, что не раскрываем данные для того, чтобы никому не навредить.
В выигрыше все
Власти Армении следят за тем, чтобы эти торговые потоки не выбивались из санкционных режимов (и не подвели всю страну под вторичные санкции). В выигрыше от этого остаются и бизнес, и государство. Если же проявить излишнее "пуританство" и полностью запретить такие схемы перепродажи, Армения ничего не выиграет, а эти $50-60 млн налогов в год попросту уйдут в другие страны.