Отсутствие весомой политической альтернативы в Армении развязывает руки властям - Суренянц
Поведение премьер-министра Армении навевает эксперту аналогии с туркменским лидером.
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенЕРЕВАН, 20 авг – Sputnik. Главной задачей оппозиции в Армении должно быть не просто противопоставление действующей власти, а проработка политического продукта, способного преодолеть апатию и политическое отчуждение общества. Такое мнение в эфире радиопрограммы
Sputnik Армения "Абовян Time" выразил политолог Сурен Суренянц.
"Очень важно, чтобы в оппозиционном пространстве было стратегическое мышление. Хотя бы в стане титульной оппозиции. Если не будет форс-мажора, до очередных выборов осталось очень мало времени, и политические силы уже должны были конкретизировать свои предвыборные программы, определить свой целевой электорат и работать над формированием ресурсов для участия в выборах. К сожалению, я пока что ничего такого не замечаю. В особенности, со стороны крупных игроков", - подчеркнул политолог.
Он отмечает, что, если рассмотреть опыт множества стран, схожих с Арменией, то можно заметить, что большая часть властей этих государств сохраняют свои позиции именно в силу отсутствия политической альтернативы.
Отсутствие альтернативы, по словам Суренянца, играет на руку действующей армянской власти, которая готовится к очередному избирательному циклу — будь то внеочередные или очередные выборы. При этом, как полагает эксперт, несолидная повестка с велопробегами и стихотворством премьера Пашиняна преследует конкретную цель. А именно: осознавая, что больше не пользуется симпатиями широких слоев общества, власть сосредоточилась на мобилизации электората с достаточно низким образовательным и социальным цензом.
"Между прочим, при просмотре видео в соцсети, где премьер Пашинян читает свои новые стихи, невольно возникли ассоциации с абсолютно чуждой нам политической культурой — институтом Туркменбаши (там стихи и песни президента Туркменистана становятся частью государственной программы и включаются в школьные учебники). Поведение Пашиняна очень напоминает элементы этой культуры. Пытается создать себе имидж "Арменбаши". Мы живем в эпоху абсурда, и не исключено, что в один прекрасный день окажется, что одна из периферийных структур "ГД" предложит принять новый государственный гимн "Реальная Армения" на стихи премьер-министра", - сказал Суренянц.
Вместе с тем он не отвергает ни одного легитимного метода политической борьбы. То есть любая политическая сила в своем арсенале должна располагать всеми вариантами смены власти: это и уличная борьба, и революция, и импичмент — все то, что предусмотрено Конституцией. Политолог уверен, что политическая оппозиция не должна становиться заложницей лишь одного пути борьбы — "только выборы" или "только уличная борьба".
Он призывает объективно взглянуть на реальность. Суренянц в принципе соглашается со звучащими со стороны определенных оппозиционных сил тезисами о том, что в Армении власть никогда не сменится посредством выборов. Однако, чтобы этот тезис был рациональным, озвучивающие его силы должны продемонстрировать свой путь достижения смены власти. В противном случае у политолога возникает вопрос: а чем эти силы, которые не верят в эффективность инструмента выборов, будут заниматься в 2026 году? Опять предоставят Николу Пашиняну возможность воспроизвести власть?
Как замечает Суренянц, тезисы о том, что посредством уличных протестов сменить власть не получается, а выборы служат лишь воспроизводству власти, только усугубляют апатию в обществе и усиливают мотивацию желающих покинуть страну.
Между тем он считает неправильным винить общество в минусах политической селекции, тактических ошибках оппозиции, безразличии и неразборчивости при формировании фракций. Прежде всего, сама оппозиция должна работать над созданием такой среды, при которой возможность использования властями административного ресурса и давления на политических оппонентов будет сведена к минимуму.
Политолог замечает, что в плане политической культуры в настоящее время мы значительно уступаем той же Грузии, однако так было не всегда. Когда-то Армения была образцом государства, в котором власть может смениться посредством выборов, говорит он.
Премьер Пашинян фактически ассоциирует "реальную Армению" с обескровленной, поверженной Арменией, что, на взгляд политолога, абсолютно неверно. Чтобы опровергнуть эту, по его определению, "манипуляцию" он напоминает, что наш народ в годы развала СССР подарил всей Восточной Европе классическую модель смены власти на выборах.
"В 1988-1990 годы в Армении сформировалось реальное двоевластие с элементами избирательной альтернативы. 20 мая 1990 года компартия проиграла на выборах в Верховный Совет Арм. ССР и произошла электоральная революция. А в 1991 году в Арм. ССР состоялся референдум, на котором армянский народ проголосовал за независимость: была создана очень даже реальная Республика Армения, которая провозгласила себя гарантом безопасности народа Нагорного Карабаха. Такой опыт у нас есть. Для этого нужна мощная платформа, содержательная повестка и национальная консолидация", - считает Суренянц.
В заключение он выразил мнение, что "реальная Армения", о которой говорит Никол Пашинян — не имеющая исторического прошлого и видения будущего физическая единица, лишенная признаков государственной субъектности, а его концепция не имеет ничего общего с государственностью. Налогоплательщик не может быть героем, потому что проистекающие из Конституции обязательства перед государством — выплата налогов, служба в армии и т.д. не могут считаться героизмом.
А налоги придется платить в любом случае, даже если Армения станет частью другого государства.