ЕРЕВАН, 29 авг — Sputnik. Самая большая проблема во внешней политике Армении заключается в том, что ее вопросами занимаются другие страны без участия официального Еревана. Такое мнение в беседе со
Sputnik Армения выразил политолог Сурен Суренянц.
Фактически страны региона Южного Кавказа активно контактируют друг с другом, обсуждают вопросы, в том числе касающиеся Армении, но без нашего участия, отмечает политолог. И, на его взгляд, в этом нельзя винить те или иные столицы. Потому что государства в соответствии со своими интересами формируют свою внешнюю политику, предпринимают какие-то шаги, проводят консультации, предлагают посредничество. Все обсуждают вопросы армяно-азербайджанских отношений, и на этих встречах практически полностью отсутствует Армения. Ее лишь ставят в известность, да и то в лучшем случае. Как это произошло с недавним звонком президента РФ Владимира Путина армянскому премьеру.
Он отметил, что не ошибся с прошлым прогнозом, когда
сказал, что на предложение российской стороны о посредничестве Баку ответит положительно с тем расчетом, что Ереван так или иначе откажется. Так и вышло, говорит Суренянц. Рассчитывая на примитивность и предсказуемость позиции Армении, Азербайджан избежал ответственности за отказ Москве. Тем более, что исходя из соображений соблюдения баланса и учитывая ресурсные реалии, малые государства очень редко отказывают геополитическим центрам, поскольку это сопряжено с определенными рисками.
Впрочем, звонок Путина Пашиняну мог быть обусловлен и другими причинами. В последнее время был также турецко-азербайджанский контакт, и, естественно, Россия хочет быть в курсе того, какие договоренности могли быть достигнуты в Анкаре, полагает наш собеседник.
В контексте отстраненности Армении от прямого участия в решении своих внешнеполитических вопросов, Суренянц рассматривает состоявшуюся во вторник встречу глав МИД Азербайджана и Турции Джейхуна Байрамова и Хакана Фидана.
По словам политолога, само по себе озвученное Байрамовым требование об изменении Конституции Армении не было чем-то новым. Однако, на его взгляд, заслуживает внимания то обстоятельство, что об этом было сказано в ходе совместной с Фиданом пресс-конференции, что создает совершенно иную ситуацию. Во-первых, в этом вопросе на одну ступень повышена планка, поскольку это становится, по сути, турецко-азербайджанским требованием. И во-вторых, по итогам встречи глав МИД в Анкаре можно смело предположить, что в обозримом будущем перспектива армяно-азербайджанских и армяно-турецких отношений попросту отсутствует — именно этот намек читается в словах Байрамова, которые не были сугубо требованием, озвученным в адрес Армении, уверен Суренянц.
Соответственно, поскольку ситуация тупиковая, Баку пытается добиться от Армении еще больших уступок, шантажируя армянские власти "большой войной", полагает Суренянц. Об этом, на его взгляд, свидетельствует и распространяемая Баку дезинформация о якобы имевших место обстрелах азербайджанской территории с армянской стороны. Впрочем, сценарий широкомасштабной войны эксперт считает маловероятным, поскольку это может повлечь за собой репутационные проблемы для Азербайджана. Тем более в преддверии предстоящей в ноябре в Баку 29-й сессии Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата – COP29.
Он также добавил, что если другие страны региона заняты активной дипломатией, то руководитель Армении занят развитием навыков велосипедной езды и постами в соцсетях — всем, чем угодно, кроме функций, предусмотренных его мандатом. С "легкой руки" Никола Пашиняна проблемы Армении обсуждают и решают другие субъекты международного права.