От признания заслуг чествуемых и любви к ним, до забвения и того, и другого – всего лишь шаг. Такое чаще всего происходит, когда общество пользуется сбитой оптикой, теряет правильные ориентиры и поддается сиюминутным чувствам. Что-то подобное можно видеть сегодня и у нас.
Кого и когда назовут героем нашего времени – пока неизвестно. Зато знаем: церемония пройдет в ереванском спортивно-концертном комплексе. За аренду лучшей концертной площадки страны переведут до 12 тысяч долларов, вести программу будут двое, каждому из ведущих заплатят по пять тысяч в той же валюте, всего же будет потрачено около 400 тысяч долларов. Недешево…
Подробности с деньгами несколько смущают и отвлекают от главного – что надо совершить предпринимателю, чем отличиться, как здорово вести бизнес и строить свою жизнь, чтобы тебя признали человеком года, героем нашего времени!
С недавних пор каждого, кто входит в один из популярных сайтов интернета, с порога предупреждают: "Проверяем, человек ли вы. Это может занять всего несколько секунд", после чего доступ открывается.
Решать, да еще так резво, какие мы (умные – глупые, добрые – злые, надежны или так себе, открыты – коварны), компьютеру пока не "по зубам". Это, все-таки, наше дело, а своих героев лучше знать до, а не после того, как их позовут на сцену спортивного комплекса на "Цицернакаберде", чтобы повесить на грудь ордена. Да и куда спешим?
Не тот случай, что с Шаваршем Карапетяном, когда шел человек по улице, увидел сорвавшийся в Ереванское озеро троллейбус, не раздумывая, бросился спасать людей и стал героем. В бизнесе так не бывает. В бизнесе – камень на камень, кирпич на кирпич, пока не выстроится что-то путное.
Что мы знаем о своих именитых предпринимателях? Если о самых-самых, то чаще всего узнаем их по кликухам, оглушительным свадьбам детей, а теперь и внуков, скандальным историям, всякого рода связям с власть имущими. Не говоря уже о тяге некоторых мазать компаньонам рожи горчицей и бить в ресторанах зеркала.
Чего не знаем? Не знаем главного: с чего они начинали, как быстро пришли к успеху, что могли бы сказать начинающим, от чего предостеречь и как, не теряя достоинства и чести, становиться богатым. СМИ об этом их не спрашивают, сами баловни судьбы помалкивают, народная молва разносит всякое, часто выдуманное. Словом, чего не знаем, того не знаем, но одновременно с анонсом о предстоящем чествовании героя из бизнес-жизни узнаем о них не очень приятное.
В Армении на данный момент тюремное заключение отбывают одиннадцать человек по статьям, касающимся экономических преступлений, сообщили Sputnik Армения в пресс-службе Министерства юстиции Армении.
Одновременно Комитет государственных доходов инициировал поправки в Уголовный кодекс, по которым предпринимателя можно посадить без возможности выплатить залог, а в период пребывания предпринимателя в тюрьме его бизнес может быть попросту уничтожен. Если же потом выяснится, что нарушений не было, бизнес уже не вернуть – что упало, то пропало.
Почему армянские собратья Алексов Манукянов, Геворгов Овнанянов из США, российских Саввы Морозова, Павла Рябушинского, американца Генри Форда, француза Сержа Дассо и других легендарных богачей наставляли и учили соотечественников предпринимательскому уму-разуму, а армянские миллиардеры, наши современники, говорят о своем деле нехотя или просто молчат? Деньги есть, опыт тоже, с выходом на СМИ и другие площадки для публичного разговора на тему "как я стал…" у них никаких проблем, а в ответ – тишина.
То ли боятся, что сглазят, то ли удача лишь волей случая и никаких трудов, а, возможно, не все делалось по правилам и закону, и зачем тогда рассказывать? Не прокурору же авансом исповедоваться. Приятное исключение – фильм о президенте группы "Ташир", бизнесмене Самвеле Карапетяне. Было что-то и от томящегося в неволе Рубена Варданяна, а остальные где?
Между тем дальновидные "акулы" бизнеса (чаще всего зарубежные), всерьез думающие о будущем страны, говорят то, чего ждет от них пока еще "мелкая рыбешка" в мире предпринимательства, а те слушают, мотают на ус.
К примеру, говорят, что вы не сможете создать репутацию на том, что вы собираетесь сделать. Да, говорить могут все, а вот делать – немногие. Поэтому все мысли, высказанные вслух без наличия какой-нибудь материальной составляющей, – просто обычная болтовня, о которой не стоит распространяться, пока за ней не будет чего-то стоящего. Разве не так?
Или совет от Генри Форда. "Мой секрет успеха, – признавался гигант мирового автомобилестроения, – заключается в умении понять точку зрения другого человека и смотреть на вещи и с его, и со своей точек зрения".
И действительно, как часто мы не понимаем, что одного нашего видения проблемы недостаточно. Когда есть какой-то конфликт, его необходимо решить, принимая во внимание и стороннюю точку зрения, иначе можно упустить что-то крайне важное.
А вот еще. Неудача – это возможность начать заново, но уже более мудро. Нет ничего позорного в неудаче, позорно бояться потерпеть неудачу.
Относится не только к бизнесу, но и к политике, и, вообще, к умению правильно строить отношения в жизни, заметим от себя.
Теперь, попутно с ожидаемым коронованием бизнесмена, несколько слов о героях нашего времени вообще и о том, как их забывают. Разнообразные фестивали, всякого рода конкурсы и состязания не дают нам соскучиться. То и дело возникают имена, провозглашаются победители и лауреаты всего и вся: от признаваемого миром музыканта до повара окрестного ресторана.
Между тем, когда вместе со звуками фанфар и барабанным боем предлагается художественный пролог, порой кажется, что лучше бы без громогласных славословий, после которых пустота. Недопустимо в отношении героев, оскорбительно для памяти.
За годы существования независимой Армении звания героев республики удостоились шестнадцать человек, и один из них – Витя (так по паспорту) Айвазян. Родился в 1955-м. В восемьдесят восьмом воевал в отрядах самообороны в Нагорном Карабахе и в приграничных районах Армении. Погиб, звание Героя получил посмертно.
…На тихой ереванской улице Московская, неподалеку от института "Армгидроэненергопроект" стояла памятная стела с фотографией Вити. Шли годы, стела ветшала, фотография, обесцвечивалась, а я, каждый раз проходя мимо, ждал, когда ее приведут в порядок. Год, два, три… Дождался. Памятный знак снесли, начисто, раз и навсегда, как будто его и не было. Осталось пустое место. А казалось…