Просто так самолеты с неба не падают, и после беды обычно ищут причину. Иногда находят, иногда нет, но во всех случаях по следам принимаются меры, и тоже: иной раз по существу, иной раз — в угоду политической конъюнктуре.
Из хроники самых громких авиационных происшествий.
Boeing 707-321B южнокорейской авиакомпании Korean Air 20 апреля 1978 года следовал из Парижа в Сеул. Пилоты из-за навигационной ошибки сбились с курса и вторглись в воздушное пространство СССР в районе Карелии. Самолет был принужден к посадке на лед замерзшего озера перехватчиками Су-15 советских ВВС. На борту находились 97 пассажиров и 12 членов экипажа: двое пассажиров погибли, 13 человек были ранены. Спустя два дня американцы вывезли пассажиров в Финляндию. Корейские летчики признали свою вину в нарушении воздушного пространства СССР и обратились с просьбой о помиловании, после чего были выдворены из Советского Союза.
Прошло десять лет. Июль 1988 года.
Airbus A300B2-203 авиакомпании Iran Air, выполнявший рейс между Бендер-Аббасом (Иран) и Дубаем, был сбит ракетой, запущенной с крейсера Vincennes Военно-морских сил США: американские военные приняли авиалайнер за истребитель. Погибли 290 человек, в том числе 66 детей. От ответственности за произошедшее американцы отказались, но денежные компенсации семьям погибшим выплатили. Интересно, с чего бы тратиться, если не виноваты?
Еще одна авиакатастрофа в ночь на 1 сентября 1983 года. Сахалин.
Boeing 747-230B авиакомпании Korean Air, межконтинентальный рейс Нью-Йорк —Анкоридж — Сеул: полет до Сеула должен был проходить над нейтральными водами Тихого океана, но самолет по неустановленной причине отклонился от курса. Спустя некоторое время лайнер отклонился настолько, что вошел в закрытое воздушное пространство СССР, пролетел над Камчаткой (пройдя ряд военных объектов) и островом Сахалин, где был перехвачен, а затем сбит истребителем ВВС ССР. Погибли все находившиеся на его борту 269 человек.
На момент катастрофы самолет отклонился от курса более чем на 500 км. Согласно расследованию Международной организации гражданской авиации (ICAO), наиболее вероятной причиной отклонения рейса 007 от маршрута был неправильно настроенный автопилот, а экипаж не выполнил надлежащих проверок для уточнения текущих координат.
На этом хронику падающих самолетов остановим и скажем, чем чаще всего авиакатастрофы оборачиваются на земле. Осенью 1983 года по приглашению американской стороны в Вашингтон собралась вылететь делегация советских журналистов, и все бы хорошо, если бы было на чем лететь. Как бы в наказание за южно-корейский "Боинг" США закрыли для Москвы свое воздушное пространство, и это был первый в истории советско-американских отношений случай, когда Запад вроде бы бил по Кремлю, а попал в обычных граждан, в данном случае авиапассажиров, оказавшихся в тупиковом положении.
Как бы там ни было, объявленный последним рейс Москва — Вашингтон "Аэрофлоту" все-таки разрешили, и мы, группа советских газетчиков, включая трех журналистов из Армении, поднялись на борт Ил-96 и полетели в столицу Америки.
Сюрпризы начались уже в воздухе. Не долетев до американского берега совсем ничего, наш ИЛ-96 вынужденно сел в международном аэропорту Гандер (Канада, провинция Ньюфаундленд). Экипажу надо было заправить самолет на обратный путь, а сделать это у себя американцы запретили. Заправились в Канаде, полетели дальше.
Вашингтон, аэропорт имени родоначальника "холодной войны" с СССР, госсекретаря США Джона Фостера Даллеса. Самолет подруливает к стоянке, спускаемся по трапу, ждем автобуса и обращаем внимание на группу джентльменов в костюмах и при галстуках.
Джентльмены быстро выгружают багаж, переговариваются между собой на чистом русском и, завершив дело, удаляются. Оказалось, что никакие не грузчики, а сотрудники советского посольства, отправленные заниматься непривычным делом из-за отказа американского технического персонала разгружать прибывший из Москвы борт.
Сказать, что дальше было так же или даже хуже, — нет, чего не было, того не было. За две недели разъездов по Америке мы побывали в редакции Washington Post, посетили Арлингтонское военное кладбище в пригороде Вашингтона, Белый дом, не говоря уже о встречах с так называемыми "простыми американцами". Никакой враждебности, только интерес к "людям из России".
История с южнокорейским "Боингом" и последующие жесткости в отношениях с СССР (торговые, культурные, политические и т.д.) стали первой попыткой США попробовать Советский Союз на способность держать удар. Приятного мало, конечно, но выдержали без особого напряжения. Инициаторам почина поставить Москву в угол вскоре пришлось дать задний ход, и тут Вашингтон поступил по уму: вскоре отношения стали налаживаться и вошли в обычную колею.
Сегодня история повторилась: российские самолеты не принимают не только в США, но и в ряде других стран мира. Да Бог с ними, с самолетами. Россия попала под такие санкции, каких не знали ни Иран, ни Северная Корея, ни Куба с Венесуэлой вместе взятые. Как выдерживаем?
Одни говорят, что томагавк санкций уже обернулся бумерангом. Другие утверждают, что в игре вдолгую важно, кто смеется последним.
Москва говорит, что "экономический блицкриг против России провалился", а западные санкции вызвали кризис в Европе, который завершится сменой власти.
Запад отвечает, что российская экономика загнется первой, потому что она архаичная и сырьевая: десятилетиями, если не столетиями, целиком зависела от западных технологий, инвестиций и рынков сбыта.
На деле вышло иначе – Россия не только выстояла, она показала, что экономика ее ничуть не архаична и вполне может развиваться самостоятельно. А то, что самолеты не летают, пароходы не плавают — это, как показывает опыт, дело временное, пережить можно.