Бердзорский коридор был открыт 24 сентября 2023 года после 10 месяцев блокады, и начался Исход: 115 365 человек были насильственно перемещены из Нагорного Карабаха в Республику Армения. Это официальные данные.
Первым перевалочным пунктом, который принял беженцев, стал Горис. Большая часть жителей НКР, остановившихся в Сюнике, а именно 1124 человека, проживает в самой общине Горис.
"Свой народ дороже нескольких копеек"
В дни насильственного перемещения и еще долгое время после него все гостиницы Гориса принимали жителей Нагорного Карабаха. В отеле "Мтнадзор" уже проживало несколько десятков карабахцев, которые не смогли вернуться домой из-за закрытия Бердзорского коридора. И хотя гостиница могла принять лишь порядка 60 человек, тут разместили 90 с лишним.
"Горисцы приняли карабахцев как родных. Люди забирали их к себе домой, были и те, кто сам не спал, уступая место им. Помогали кто чем мог. В Горисе негде было уже присесть: чтобы поесть, люди готовили у себя и приносили еду. Фермеры отправляли сыр и молочные продукты, а у кого был магазин, привозили провиант оттуда. Карабахцы приехали в плачевном состоянии, некоторые — в домашних тапках: одному, помню, принесли обувь", — рассказывает директор гостиницы Сероб Оганян.
Директор гостиницы "Мтнадзор" Сероб Оганян
© Sputnik / Aram Nersesyan
Говорит, что без колебаний отменил все туристические брони: не время было думать о бизнесе.
"Свой народ дороже нескольких копеек. Если ребенок голоден и бос, плачет, как его можно оставить? Давайте мыслить по-нашему, по-армянски. Мои предки были из Западной Армении, сейчас у меня никого нет. Из нашей семьи спасся только дед, всех перебили в 1915 году. Я всегда думал: неужели мир был слеп?! Теперь увидел все собственными глазами — история повторилась, и мир опять остался безучастным".
Некоторые из карабахцев прожили в гостинице почти год. Последняя семья (Назан с пятью детьми) выехала несколько недель назад: они приобрели маленькую квартиру по государственному сертификату.
Дети от радости прыгали перед автобусом
Назан Григорян и ее дети стали беженцами во второй раз: сначала они потеряли Ишханадзор, потом всю родину. Из Степанакерта уехали на одном из последних автобусов. По словам Назан, уже не было надежды, что смогут выехать. Азербайджанцы находились в центре Степанакерта, в нескольких метрах от них.
Вынужденная переселенка из Арцаха Назан Григорян
© Sputnik / Aram Nersesyan
"Думала: хоть детей отправлю, сама останусь... Что теперь делать?.. Дети, завидев автобус, от радости преградили ему путь. Даже пробок на дорогах уже не было", —вспоминает она.
Вынужденная переселенка из Арцаха Назан Григорян
© Sputnik / Aram Nersesyan
Ад закончился в Горисе: здесь их приняли как родных. Назан работает в гостинице, которая их приютила, а на предоставленные государством 10 млн драмов ($25,5 тыс.) купили небольшую квартиру. В доме всего одна кровать, для второй и места-то нет. На вопрос, кто из детей спит на ней, Назан улыбается и отвечает: кто успеет.
Утром город был полон людей
В доме бабушки Лиды в Горисе проживало более 20 карабахцев.
Дом бабушки Лиды
© Sputnik / Aram Nersesyan
"Мы слышали, что арцахцев эвакуируют. Утром проснулись, а улицы полны людей. На нашей выстроились машины, я подошла и спросила: "В чем нуждаетесь?" Принесли им чай, кофе. Там были старики, дети. Через несколько часов совесть замучила, решила забрать их к себе. Кроватей уже не хватало: постелили ковры на полу, кое-как уместились. По всему дому спали карабахцы", - рассказывает 74-летняя женщина.
Жительница Гориса Лида Лалабекян поселила в своем доме более 20 арцахцев
© Sputnik / Aram Nersesyan
Она показала им, где что лежит, чтобы не чувствовали себя чужими. Первые дни сама готовила еду, через некоторое время карабахские женщины стали помогать. Потом даже уже не спрашивали, заваривали чай и кофе, выходили угощать собравшихся на улице. "Десять дней прожили, как одна семья", — говорит бабушка Лида.
Прощались со слезами. До сих пор поддерживают связь: по Лиде особенно скучают карабахские женщины, успевшие с ней подружиться.
Веришен - дом для сотни с лишним карабахцев
В дни Исхода Веришен принял около 600 карабахцев, а теперь в селе осталось 120 вынужденных переселенцев, уехавших из Нагорного Карабаха в 2020 и 2023 годах. Некоторые из них основали маленький бизнес: большинство занимается сельским хозяйством, скотоводством, чтобы хоть как-то обеспечить себя.
Вынужденные переселенцы из Арцаха Вова и Арега
© Sputnik / Aram Nersesyan
Арега и ее муж Вова — дважды беженцы: сначала им пришлось покинуть гадрутское село Акнахбюр, а затем — ставший вторым домом Мартуни.
Болевшая уже тогда женщина, проведя три дня в дороге, приехала в очень плохом состоянии.
"Меня приютили, накормили, даже ноги помыли", — говорит Арега, а на глаза наворачиваются слезы.
Вынужденная переселенка из Арцаха Арега
© Sputnik / Aram Nersesyan
В Веришене сейчас живут по найму, хозяйкой она довольна, говорит, что "приняли хорошо" и хозяйка обеспечила всем необходимым. Сегодня Арега держит кур, выращивает овощи.
Вынужденные переселенцы из Арцаха Арега и Вова держат небольшое хозяйство, разводят кур
© Sputnik / Aram Nersesyan
"Были бы живы, ничего больше и не нужно, только здоровье и мир", — говорит Арега, и, прощаясь, гордо добавляет: однажды в Карабахе у нее брали интервью для зарубежного телевидения — она была еще очень молода, когда стала бабушкой.
У 61-летней женщины 5 детей, 20 внуков, 8 правнуков, все они живут вдали от нее. Она ждет сертификата от государства, чтобы купить дом и быть поближе к одному из детей.
В трудностях находишь лучших друзей
Так произошло с 14-летним Тиграном и 12-летним Артуром. Семья Тиграна после войны 2020 года уехала из Ишханадзора. Карабахские товарищи оказались кто где, но здесь, в Веришене, он приобрел нового верного друга – Артура. Вместе они уже успели пережить немало.
Волонтеры и лучшие друзья Тигран и Артур
© Sputnik / Aram Nersesyan
В дни вынужденного переселения в 2023 году ребята стали волонтерами, помогали и в самом селе, ездили и в Горис. Раздавали еду и одежду возле здания театра, ставшего приемным пунктом.
То, как Горис принял десятки тысяч соотечественников, окончательно убедило семью Тиграна обосноваться здесь.
"Здесь очень красиво, люди очень хорошие люди", — говорит по-взрослому Тигран.
В Веришене они с помощью государственного сертификата приобрели дом. Отец — военнослужащий-контрактник, мама работает в магазине, трое младших братьев ходят в школу и детсад.
Нашел потерянную родину
После насильственного перемещения многие карабахцы остались в Сюнике по нескольким причинам: некоторые из-за того, что им некуда было податься, другие нашли в Сюнике частичку своего Карабаха — те же привычки, кухня, языковое сходство.
По данным за август, после Гориса больше всего карабахцев проживает в общине Капан — 823 человека.
Один из них — хирург Григорий Григорян. Родом он из мартакертского села Неркин Оратах, к своим 40 годам успел увидеть 3-4 выселения. Отец — участник первой Карабахской войны. Григорию было тогда 8-9 лет: он помогал тяжелораненым, иногда приходилось перетаскивать тела погибших. Наверное, именно те события повлияли на его решение стать врачом.
Хирург из Арцаха Григорий Григорян
© Sputnik / Aram Nersesyan
Уже несколько месяцев он работает в медцентре Капана. Говорит, окончательно решил остаться здесь после того, как поднялся на гору Хуступ.
"Будто оказался на своей потерянной родине. Здесь я не устаю, в Ереване после дежурства с ног валюсь, а здесь - нет".
Несмотря на то, что нашел родной душе уголок, все равно его дом — в Нагорном Карабахе. Говорит, что нигде, даже в Сюнике, он так твердо не стоит на земле, как стоял дома.
Согласно последним данным Комитета госдоходов Армении, трудовые договоры заключены с 23 370 карабахцами, уехавшими в 2023 году, работать начали 17 470 человек. В Министерстве труда и социальных вопросов Армении зарегистрированы 8 756 человек, ищущих работу, статус безработных имеют 3 917 вынужденных переселенцев.
В городе Капан и близлежащих селах работу смогли найти и карабахские учителя.
Кристина Аветисян сама родом из Капана, муж — из Мегри, но говорят, что их дом остался там, в Нагорном Карабахе, куда они переехали в 2015 году. Муж был военнослужащим, а Кристина работала в мартакертской школе учительницей английского и информатики.
Вынужденная переселенка из Арцаха, педагог Кристина Аветисян
© Sputnik / Aram Nersesyan
"Нам там было комфортно, мы очень любили Карабах. После войны привели дом в порядок, отремонтировали полностью. Азербайджанцы иногда распространяли сообщения, мол, продайте ваши дома, но мы им не верили", - говорит она.
Во время Исхода были люди, которые портили мебель, били посуду, чтобы не оставлять чужим, но у них рука не поднялась. Они взяли с собой одежду для детей, закрыли дверь и забрали ключи.
Военный стал учителем
Артур Гарамян (31 год) — из села Хандзк Аскеранского района. Он и подумать не мог, что однажды станет учителем. С 2011 года служил в Армии обороны Карабаха, защищал родину до последнего дня, когда пришел приказ сложить оружие.
Вынужденный переселенец из Арцаха Артур Гарамян теперь работает физруком в одной из школ Сюника
© Sputnik / Aram Nersesyan
"Приехали сюда, пошел в институт, прошел экзамены, сказали - есть вакансия в школе", - рассказывает Артур.
Уже несколько месяцев он работает физруком. Привыкшему к военной дисциплине Артуру поначалу было сложновато работать с бесшабашными школьниками. Но постепенно он освоился, хотя по-прежнему строг.
Карабах в Сюнике
По соседству с капанской школой семья Мирзоянов открыла маленький бизнес. Пахлава, испеченная Анной, уже стала неотъемлемой частью стола с угощеньями на здешних свадьбах. Ее семья — из аскеранского села Хачен.
"В Горисе и Корнидзоре нас приняли очень хорошо. Но мы так больше и не увидели свой дом", — говорит Анна, вытирая глаза белыми от муки руками.
Вынужденная переселенка из Аскерана Анна Мирзоян печет "женгялов хац"
© Sputnik / Aram Nersesyan
Около 5 месяцев они жили в селе Сюник, что по соседству с городом Капан.
"Хозяин принял тепло, сказал: "Даст государство денег — оплатите аренду квартиры, а нет — так нет", — вспоминает Анна.
Один из сыновей учится в колледже, другой – на физико-математическом потоке в школе. Дочка должна пойти в детсад, ее уже записали, ждут очереди.
Сами же решили основать собственный бизнес: арендовали в Капане небольшое помещение, назвали "Карабах в Сюнике", и теперь в городе благодаря Анне ощущается аромат карабахской кухни.
Здесь живут люди из разных районов Нагорного Карабаха, но только Анна готовит карабахский "женгялов хац", и постоянные ее посетители — карабахцы.
Остальная же выпечка полюбилась капанцам. Наняли даже работника: довольны своим маленьким бизнесом — эта маленькая пекарня кормит семерых.
"Арцах" - точка быстрого питания в Сюнике, основанная вынужденными переселенцами из Арцаха Анной и Нвером
© Sputnik / Aram Nersesyan
Живут по найму и ждут сертификата. Без колебаний говорят: дом приобретут именно в Капане, здесь у них уже есть друзья.
"Город похож на Степанакерт, жители двери не запирают, прям как в Степанакерте, вместе пьют кофе, — говорит Анна и добавляет: — Но если получится, вернемся…"
Давай поедем в Карабах
Карабахцы живут и во всех близлежащих к Капану селах. Семья Лусик и Нарвена из Мартунинского села Керт обосновалась в приграничном селе Егвард. Оба сына еще школьники, дочка ходит в садик, Нарвен работает сварщиком в городе, а Лусик возделывает сад, держит скот.
Вынужденная переселенка из Мартунинского района Арцаха Лусик
© Sputnik / Aram Nersesyan
"Здесь люди говорят будто на нашем наречии, село мне понравилось, соседи хорошие. Вместе с соседкой готовили припасы на зиму. Помогают, собрали шелковицу, сделали тутовую водку. Посадили картошку: одну партию уже продали, другую оставили на зиму. Еще партия есть, но пока не собрана", - рассказывает Лусик.
Дети Лусик, вынужденной переселенки из Арцаха
© Sputnik / Aram Nersesyan
Тоже ждет сертификата: говорит, один дом купят в Капане, другой в селе. Хотят приобрести дом, в котором живут сейчас: за минувшие месяцы успели провести канализацию, обустроить ванную комнату. В планах — ремонт квартиры, думают расширить площадь. С сияющими глазами она рассказывает, как все будет выглядеть.
Дети Лусик, вынужденной переселенки из Арцаха
© Sputnik / Aram Nersesyan
Пока мама говорит о перестройке дома, младший сын поет песню про родину: "Давай поедем в Карабах…"
По последним данным Министерства территориального управления и инфраструктур РА, из числа вынужденных переселенцев из Нагорного Карабаха в 2023 году в областях Армении поселились 68 932 человека. Больше всего обосновалось в Котайкской области – 20 331 человек, в Араратской области проживает 14 743 человека, Армавирской – 10 416, Лорийской – 5496, Арагацотнской – 4014, Гегаркуникской – 3468, Сюникской – 3439, Ширакской – 3368, Тавушской – 2383, Вайоцдзорской – 1274.
Волонтер Артур возвращается домой из школы
© Sputnik / Aram Nersesyan