Семен Багдасаров: "Теневой Горбачев" в иранской политике грозит безопасности страны

На фоне победных операций израильских ЦАХАЛ и Моссад, Иран с многочисленными региональными "прокси", выглядят довольно "бледно". Очень уж надеялись, что Израиль все-таки получит отпор за свою необузданную агрессию и вседозволенность на Ближнем Востоке…
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

На сочувствие и восторг мирового большинства от своих победных реляций Израилю вряд ли стоит рассчитывать

Опасность того, что в ближайшее время артиллерийско-ракетная дуэль на юге ливанской границы между Хезболла и ЦАХАЛ может перерасти в большую региональную войну, резко возросла. Есть вероятность, что после того, как подтвердилась информация о смерти лидера шиитской организации Хезболла, наконец-то из "летаргического сна" выйдет Иран, который в последнее время на региональной геополитической арене проповедовал чуть ли не принцип всепрощения…
После пятничной бомбежки, когда Израиль ударил уже не по пригороду Бейрута, а по самому центру ливанской столицы, в масс-медийном сообществе прошла информация о том, что Тель-Авив решился на подобный удар в первую очередь потому, что увидел шанс обойтись без наземной операции.
Вроде бы в израильском руководстве пришли к выводу, что после устранения Насраллы, удастся обойтись без оккупации ливанской территории. По логике вещей мысль, вроде бы здравая – если Хезболла лишится руководства, то идею создания 10-километровой буферной зоны на ливанской территории можно будет отсрочить до поры. Чтобы не раздражать Белый Дом, Госдеп и Пентагон, которым накануне президентских выборов ох, как не хочется большой войны.
Ведь лучше уж отчитываться перед мировым сообществом о точечном ударе по центру столицы соседнего суверенного государства, чем оправдываться из-за вторжения наземных войск. И американской дипломатии будет полегче прикрывать своего самого ближнего и надежного союзника и партнера на геополитических площадках, включая ту же Генассамблею ООН, которая в эти дни проходила в Нью-Йорке.
Ведь прикрывать и поддерживать Израиль на ооновских подмостках, как оказалось, для американцев не так уж и просто. Как реагировал зал на выступления премьер-министра Биньямина Нетаньяху, видели все. Подавляющее большинство делегаций покинули зал заседаний, и тут даже американская дипломатия была бессильна. А уж когда мировые СМИ продемонстрировали кадры, где Нетаньяху "дает добро" на удар по Бейруту, то стало ясно – на сочувствие подавляющего большинства мирового сообщества рассчитывать не приходится.

Такое ощущение, что Иран из "летаргического сна" вряд ли и выйдет

Видимо, именно потому и было принято в итоге решение выбрать метод Моссад-а, а не реализовывать план ЦАХАЛ-а – бить точечно, а не "заморачиваться" наземной операцией. Однако и тут есть множество нюансов и версий, которыми прямо сейчас на экспертных площадках обмениваются востоковеды. Самый главный из вопросов – активизируется ли Иран после того, как стало известно, что лидер Хезболла действительно мертв.
Интересную версию выдвинул в своем телеграм-канале журналист-международник Аббас Джума. "…Как мне сказали сразу несколько высокопоставленных источников в Иране, для Тегерана сейчас важнее всего не допустить прихода к власти в США Дональда Трампа. А война на Ближнем Востоке, которой так хотят избежать демократы, может помочь ему в этом". То есть следует ли понимать так, что Тель-Авив весьма четко угадал время для того, чтобы нанести удар – и чтобы от Тегерана "не прилетело в ответ"? Не исключено.
Ведь на самом деле реверансы нынешнего руководства Ирана в сторону Запада – заявления о готовности возобновить переговоры по иранской ядерной сделке (СВПД) - даже и не удивляли. Изначально было понятно, что в том же Тегеране сейчас будут молиться, чтобы 5 ноября на президентских выборах в США вдруг не выиграл Трамп. И предложение о возобновлении СВПД – небольшой вклад в копилку Камалы Харрис.
Гораздо жестче в адрес нынешней позиции Ирана высказался политолог, историк, эксперт по Ближнему Востоку Семен Багдасаров. "В руководстве Ирана сейчас доминируют "умеренные" реформаторы… Присутствие "теневого Горбачева" в иранской политике грозит серьезными последствиями для безопасности страны. Ожидать ли от Ирана включения в процесс "отмщения"? По всей видимости, это бессмысленно".
В принципе можно предположить, что точка зрения Багдасарова в ближайшее время будет превалировать в комментариях и аналитических материалах про Иран. Это в том случае, если окажется, что страна действительно готова пожертвовать своей репутацией и влиянием в регионе ради попыток сблизиться с США и ЕС. А вот как будут реагировать иранские прокси по всему Ближнему Востоку – вот это в данный момент – вопрос вопросов.

В Ливане "парадом командовал" израильский Моссад?

Ведь не секрет, что отношения с шиитской военизированной организацией Хезболла у Ирана складывались совершенно иные, нежели с теми же йеменскими хуситами, или с ХАМАС, и даже с сирийскими и иракскими шиитскими прокси. Предполагалось, что в регионе Хезболла решает именно сверхзадачу Тегерана по превращению Ливана в копию Ирана в плане государственного устройства. Мол, "отсель грозить мы будем" Израилю…
А вот сейчас подобные аналитические выкладки могут выглядеть, по меньшей мере, преждевременными. Ведь складывающаяся ситуация в регионе в итоге может привести к резкой потере и имиджа, и влияния не только Ирана. Вся "ось сопротивления" оказывается перед лицом экзистенциальной угрозы. Выстоит ли эта "ось", во главе которой функцию острия копья и осуществляло именно движение Хезболла?
Политолог и востоковед Николай Севостьянов, например, уверен, что с точки зрения военного потенциала для самой шиитской группировки потеря Насраллы не критична. Эксперт утверждает, что "…у него хватает и преемников, и конкурентов". А вот по поводу репутационных ущербов такого не скажешь – Хезболла изначально себя позиционировало в качестве регулятора эскалации, а в итоге пропустило подряд столько мощных ударов.
Когда "хвосты виляют собакой": провалы внешнеполитического курса Госдепа США
Что ж, удары действительно были мощными, и направлены были в первую очередь отнюдь не с позиций израильского военного ведомства – ЦАХАЛ. Тот свою главную роль сыграл в секторе Газа, а вот на ливанской территории, видимо, "командовал парадом" Моссад. Во всяком случае, взрывающиеся пейджеры и прочая домашняя электро-утварь, равно как и определение координат точечных ударов и по Тегерану, и по Бейруту – это явно итог работы "сумрачного гения" от спецслужб, а не военных.
И на фоне таких победных реалий еще более растерянными прямо сейчас смотрится Иран со своими многочисленными региональными "прокси". Да и весь арабский, весь мусульманский мир не готов лечь костьми для того, чтобы защитить от Израиля сектор Газа или же ливанскую территорию, но в массе своей ну очень надеялся, что Израиль все-таки настигнет возмездие за необузданную агрессию и вседозволенность на Ближнем Востоке.