Подписание армяно-азербайджанского мирного договора — наиболее приемлемая "козырная карта" для администрации президента США на предстоящих выборах, поскольку на других направлениях внешней политики, таких как российско-украинский или палестино-израильский кризисы, успехов для демократов не предвидится. Такое мнение в беседе со Sputnik Армения выразил политтехнолог, аналитик Виген Акопян.
Вашингтон спешит до выборов в ноябре добиться подписания Ереваном и Баку рамочного мирного договора. Если армянская сторона заявляет о своей готовности подписать 13 из 16 пунктов, то азербайджанская сторона выдвигает условия - изменение Конституции Армении (чтобы в ней не было отсылки к воссоединению Армении с Нагорным Карабахом) и подписание документа в полном объеме.
"Сейчас больше всего торопятся США, потому что для них это пиар. Для США сама церемония подписания, кадры, как говорят "картинка", могут быть очередным предвыборным аргументом для кандидата от Демпартии Камалы Харрис. Этой же цели служат призывы подписать хотя бы согласованные пункты, отмена преамбулы через КС, в обход традиционных правовых процедур", - замечает наш собеседник.
Требования по Конституции Армении — лишь повод для введения новых "правил игры"
Было бы наивно полагать, уверен Акопян, что в случае подписания этот документ будет обладать какой-либо ценностью. Решение КС Армении — это всего лишь имплементация требований властей Азербайджана.
Ранее КС Армении признал конституционным регламент работы комиссий по делимитации границы. По мнению экспертов, тем самым КС признал не имеющей правовой силы ссылку на Декларацию о независимости в преамбуле Конституции.
Нынешние власти Армении напоминают политологу посредников между властями Азербайджана, армянским народом и государственными институтами Армении, в частности, КС, который придал требованиям Баку правовую форму.
Между тем, Акопян сомневается в том, что Азербайджан и в самом деле может интересовать содержание армянской Конституции. На самом деле, Азербайджан затягивает момент подписания "мирного договора" на неопределенное время, выдвигая все новые требования, причем, одно другого сложнее, лишь для формирования новой повестки, предъявления новых требований и введения новых "правил игры". И эти требования будут продолжаться еще очень долго, поскольку в Баку понимают, что с армянской стороны никто не сможет встать у них на пути, говорит аналитик.
И у власти, и у оппозиции иждивенческий подход
Основную проблему в сложившейся ситуации Акопян видит в паразитическом отношении существенной части граждан Армении к жизни, которое отражается и на обществе в целом. Для многих нет разницы, будут ли они жить в Армении, каком-нибудь вилайете, штате, или вообще, в американском Глендейле. Он полагает, что, если бы мы не получили независимость в "подарок" в процессе развала СССР, а реально боролись бы за нее, то возможно, что большая часть общества выше бы ценила суверенитет.
"Ощутимая часть народа Армении не ценит независимость, государственность. Общество разделено на сторонников России, Запада, Ирана, и т.д. И у всех звучит одна и та же мысль: "кто нас будет содержать", "кто нас защитит", "кто обеспечит нашу безопасность", "кто нам будет поставлять газ"", - отмечает политтехнолог.
По словам Акопяна, с одной стороны, власти заявляют, что российские военные за нас должны воевать, а теперь "обиделись" и грозят выйти из системы безопасности (ОДКБ) и уйти к кому-то другому. А, с другой стороны, оппозиция старается ни в чем не пересекать "красных линий", но хочет, чтобы ее "кто-то" привел к власти. То есть, фактически, мы видим аналогичные подходы — правящая команда хочет, чтобы "кто-то" сохранил для них власть, а оппозиция не желает погрязнуть в политических процессах и боится "вляпаться в историю", но очень хочет, чтобы опять-таки, "кто-то" отстранил нынешнюю власть, и привел их к рулю государства.
Будут ли новые протесты?
На просьбу прокомментировать протестное движение "Священная борьба" архиепископа Баграта Галстаняна, анонсировавшего с октября новую волну активности, Акопян отметил, что в данном случае, действительно мы имеем дело с альтернативой в плане системы ценностей. А самое главное, есть сильный духовный лидер в лице архиепископа Баграта Галстаняна.
Однако, у движения есть существенный недостаток — отсутствие политического содержания и носителей политических идей. И самое главное — ты можешь предложить все что угодно в качестве альтернативы, но если ты сегодня не удовлетворяешь общественный запрос на концепцию мира, то, на взгляд эксперта, в таком случае движение становится неполноценным в плане содержательности.
Движение "Тавуш во имя Родины", переименованное затем в "Священную борьбу", активно "набирало обороты" в начале лета, достигнув своего апогея 12 июня, когда у здания парламента Армении произошли столкновения, в ходе которых полиция применила светошумовые гранаты. Пострадал 101 человек, включая 18 полицейских. После этого уличные протестные акции постепенно свернулись. Лидер движения архиепископ Баграт Галстанян в ходе собрания актива и сторонников движения в СКК им. К. Демирчяна в сентябре анонсировал активную фазу борьбы, начиная со 2 октября.