ЕРЕВАН, 4 окт — Sputnik. Ирану выгоднее использовать маршрут через Армению для связи с Россией, чем пути через Азербайджан и Турцию. Об этом в интервью Sputnik Армения заявил заместитель директора по международным связям торгово-промышленной палаты Тебриза Саханд Шахбази.
Ранее сообщалось, что Ереван планирует запустить торгово-транспортный маршрут с участием Тегерана и Дели, а в ближайшее время в Иране состоится трехсторонняя встреча по этому вопросу.
В настоящее время Иран использует для связи с Россией дорогу через Азербайджан, а для поставок в ЕС - маршрут через Турцию. Однако в обоих случаях возникают сложности.
По словам Шахбази, иранские водители сталкиваются с задержками на таможне в Азербайджане, что увеличивает время перевозки, а маршрут через Турцию обходится дорого, так как грузы сначала доставляются в черноморские порты, а затем отправляются в Россию или ЕС.
Поэтому маршрут через Армению выглядит более выгодным для выхода к Черному морю. Однако для повышения его привлекательности необходимо снизить тарифы и развивать инфраструктуру. Хотя северные дороги Армении уже обустроены, южные направления требуют модернизации.
Шахбази отметил, что иранские компании строят 32-километровый участок дороги Агарак-Каджаран, который, как ожидается, будет завершен к 2028 году. Проект включает строительство 17 мостов, двух тоннелей и пяти транспортных развязок. По завершении работ время в пути из Еревана до границы с Ираном сократится на 2–3 часа, что сделает маршрут еще более привлекательным.
Шахбази также подчеркнул стабильный грузопоток через КПП "Мегри-Нордуз", через который ежедневно проходит более 300 грузовиков. Этот маршрут интегрируется в транспортный коридор "Север-Юг", соединяющий Иран и Индию. Важную роль играет порт Чабахар на берегу Оманского залива, который модернизируется при участии индийской стороны.
Торгово-транспортный маршрут через Армению призван сократить логистические расходы на 25% и уменьшить время доставки товаров из Персидского залива и Индии в ЕС и ЕАЭС с 40 до 18 дней. Армения станет ключевым транзитным узлом, связывая Европу с Ираном и Индией, обеспечивая Индии доступ к черноморским портам и рынку ЕАЭС через более короткий путь.