В школах Армении начали готовить AI-модели

Экспериментальный курс AI действует в нескольких школах Армении уже три года и оказался непростым не только для детей, но и для учителей. Но дорогу осилит идущий: учителя набрались опыта, а дети начинают создавать учебные, но вполне действующие программы.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ЕРЕВАН, 10 окт – Sputnik. Команды из учеников 10-12 классов в школах Армении подготовили свои первые модели с использованием искусственного интеллекта.
Обучение AI началось в пробном порядке в 6 школах Армении. Учебный курс подготовили специалисты компании Synopsys, обсудив его со специалистами отрасли, входящими в "филиал Силиконовой долины" Всеобщего Армянского благотворительного союза (AGBU).
Минобразования разрешило этот курс на правах экспериментального, и уже три года он преподается в старших (с 10-го по 12-й) классах шести школ: по одной в Гюмри и Эчмиадзине и в четырех – в Ереване (в том числе в техношколе "Мунк", действовавшей в Карабахе и возобновившей работу в Армении).
Вначале детей учат программировать на языке Python, затем - составлять на нем относительно простые AI-модели. В 12-м классе дети, разбившись на команды по нескольку человек, составляют свои проекты, рассказал в беседе со Sputnik Армения директор учебных программ Synopsys, член-корреспондент Национальной академии наук Армении Вазген Меликян.
Помимо обычного софта, ребят также учили программировать интегральные схемы типа FPGA (вентильные матрицы).

Это мы не проходили

Уроки решили начать несмотря на то, что предмет оказался совершенно новым и для учеников, и для учителей информатики (что неудивительно, ведь знания по AI в Армении пока есть даже не у каждого профессионального программиста). Поэтому специалисты компании наговорили основные темы на видео, которые учителя запускали на уроках - а затем, по возможности, раскрывали эти темы, отвечая на вопросы учеников.
"От правительства Армении мы видим готовность распространить эту учебную программу на другие школы. Поэтому мы и заключили меморандум с министерствами образования и высоких технологий, по которому начнем углубленную подготовку учителей", - добавил Меликян.

Умно и оптимально… но человека не заменит

"Наша команда составила AI-модель по измерению расстояния до объектов. Он натренирован на распознавание близких и далеких предметов и людей - по видимым размерам, высоте тени от них и так далее", – рассказывает ученик 12-го класса образовательного комплекса "Мхитар Себастаци" Давид Мазлумян.
Ученик 12-го класса образовательного комплекса "Мхитар Себастаци" Давид Мазлумян
Чтобы не перегружать программу, ее учат измерять расстояние до точек, а не до предметов. Каждый участок изображения, видимого на экране, программа делит на пиксели. Можно было бы взять за основу и целые предметы, но тогда программу пришлось бы "заставлять понять", что брать за основу, например, для стула: мерить расстояние до ближайшей точки, центра или сиденья? То же самое с человеком (ближайшая точка, голова, центр туловища)?
Вместо этого ребята наделили свою систему другими преимуществами. Во-первых, данные о расстоянии отображаются не бесконечными цифрами (представьте себе несколько тысяч цифирок на каждый пиксель), а "тепловой картой": чем ближе человек или предмет, тем более теплыми цветами (оранжевым и желтым) отображается его контур чем дальше – тем более холодными (фиолетовым и синим).
Еще одно преимущество – малый "вес" программы: она занимает сравнительно немного памяти и спокойно работает даже на относительно старых ноутбуках.
Об оптимизации позаботился и его товарищ по школе Айк Аиди (армянин из Ирана, который в старших классах переехал в Ереван). Его команда составила модель по распознаванию объектов. Составив для нее базовый код, ребята стали тренировать ее на тысячах изображений. В результате программа уже различает людей, стулья, компьютерную мышь или бутылку, но на незнакомых предметах "буксует", пытаясь назвать их чем-либо максимально похожим.
Ученик 12-го класса образовательного комплекса "Мхитар Себастаци" Айк Аиди
"Например, мы показали программе пенал для ручек, и она приняла его за сотовый телефон", - говорит Айк.
Чтобы не хранить на компьютере бесконечное множество изображений, программу натренировали с использованием алгоритма YOLO (You Only Look Once, или "смотришь только раз"), который помог отсмотреть большее число изображений без их загрузки в компьютер.

Не "догнать и перегнать", но все же…

Курсы AI есть не в каждой школе, даже в США. Тем не менее, компаниям они нужны хотя бы затем, чтобы создавать себе будущих специалистов.
"Если мы хотим развиваться в долгосрочной перспективе, то без таких программ не обойтись. Проект в Армении уникален тем, как вокруг него объединились правительство, некоммерческие организации, университеты – все вместе", - отмечает в беседе со Sputnik Армения директор Synopsys по линии программ корпоративной ответственности Эрин Гузман.
Конечно, такие программы есть и в других странах: например, в Тайване (где, в отличие от Армении, развито производство микрочипов): здесь начали программу по дизайну интегральных микросхем, в сотрудничестве с одним из местных университетов.
Но в массовую школьную программу такие предметы пока не попали даже в Калифорнии - хотя действующие там компании Силиконовой долины, как никто, заинтересованы в этом.
"Эти компании, вместе с некоммерческими образовательными фондами, как раз и стараются внедрять такие программы – просто школы часто жалуются, что расписание у них и без того перегружено", - отмечает Гузман.
В отличие от искусственного, человеческий интеллект – что у китайского школьника, что у американского, что у армянского – не безграничен… А может быть, наоборот?