За последние 10 лет в Армении был принят ряд законов против офшорных операций. Под этим названием мы объединяем все те сделки, посредством которых бизнес выводит деньги из Армении в страны с низкими налогами.
Однако, несмотря на все эти законы и требования, в иностранных инвестициях Армении преобладают офшорные направления. Так, по итогам первого квартала 2024 года, отток инвестиций из Армении на Британские Виргинские острова составил 31,4 млрд драмов ($80,9 млн), на Кипр 14 млрд ($30 млн), в Объединенные Арабские Эмираты 17,8 млрд драмов ($45,8 млн).
В последние годы, конечно, проводились проверки подозрительных международных сделок, в результате которых КГД взыскал с бизнеса дополнительные налоги. Однако таких случаев было немного, поскольку подобные проверки требуют большого аналитического ресурса, в беседе со Sputnik Армения отмечает начальник управления Политики доходов и методологии администрирования Минфина Ори Алавердян.
Законодательство не позволяет КГД механически взымать стандартный налог на прибыль в размере 18% с каждой офшорной сделки, поэтому ведомство каждый раз вынуждено детально изучать, является ли данная компания фиктивной или осуществляет реальную экономическую деятельность.
По сути, необходимо проводить детальный аудит, чтобы проверить, с кем, какие операции и на каком основании совершаются.
А если товар продается по неоправданно низкой цене, необходимо доказать, что его цена действительно необоснованно ниже международной. Это легко сделать, например, в случае с металлами, где есть биржевые цены и четкие условия отклонения от них. Однако не все товары и услуги можно проверить таким способом. В мире подобные споры между государством и бизнесом могут рассматриваться в международных арбитражных судах годами.
Иначе говоря, закон существует, но его сложно применить. Но что делается для решения проблемы?
OECD Global Forum
Армения уже некоторое время является членом международной платформы по обмену налоговой информацией OECD (Организация экономического сотрудничества и развития) , однако пока еще не внедрила технические стандарты обмена данной информацией. В начале июня эксперты OECD посетили Армению и оценили работу, проводимую в этом направлении. Когда этот процесс завершится, Армения сможет, например, направить запрос в Белиз или на Сейшельские острова с тем, чтобы узнать, какие финансовые потоки или открытые компании там имеются у армянских граждан.
Добавим, что в армянском парламенте обсуждается проект поправок к Налоговому кодексу, который позволит применять соглашение OECD о международном обмене информацией о банковских счетах. Армения присоединилась к этому соглашению несколько месяцев назад, но инструментарий для его применения пока отсутствует.
В июле 2024 года в Армении прошел азиатский аналог OECD Global Forum-а - саммит Asian Initiative - членство в котором Армения также пытается активизировать.
Соглашение против компаний-однодневок
С начала этого года Армения присоединилась к платформе MLI OECD-а, которая предназначена для борьбы с распространенными международными схемами уклонения от уплаты налогов. Одна из них такова: если из какой-либо страны (например, Армении) бизнес выводит дивиденды, то они все равно должны облагаться налогом в Армении, если срок "жизни" данной компании меньше определенного порога (обычно 365 дней).
Это соглашение уже действует, но пока недавно, и его эффективность еще не проанализирована.
Соглашение о 9%
В настоящее время на международном уровне разрабатывается другое соглашение, вопрос о присоединении к которому обсуждается правительством Армении, хотя пока окончательного решения оно не приняло. Соответственно, проценты, дивиденды, роялти и другие пассивные доходы должны облагаться налогом по ставке не менее 9%. Дивиденды нерезидентов в Армении облагаются налогом по ставке 5%. Следовательно, если дивиденды отсюда будут отправлены на счет офшорной компании и там будут облагаться налогом, например в 2%, то в Армении этому бизнесу все равно придется платить 7% (для того чтобы в общей сложности взималось 9%).
Церемония подписания этого соглашения запланирована на ближайшее время, и Армения обсуждает возможность присоединения к нему на каком-то этапе.
Офшоры "поумнели"
В последние годы международное давление на офшоры и "налоговые гавани" растет, поскольку ни одна страна не заинтересована в потере 10% или 20% налога. В результате этого давления постепенно исчезают так называемые "дикие" офшоры, такие как арендованная комната или "дверь с номером квартиры" на отдаленном острове, где можно заплатить налог в размере 1% или 0%. Теперь их налоги могут отличаться от обычных всего на 2-3%, либо общее поле налогообложения может быть нельготным, но в определенных случаях предлагать льготы. Соответственно, становится сложнее доказать, является ли данная сделка или инвестиция офшорной или нет.
Поэтому Минфин хочет также изучить те основания, по которым действуют налоговые ставки с главными "партнерами" Армении по офшорам и не следует ли в контексте вышеизложенного их менять.