Он народный артист не по званию, а по народному призванию. Эммануил Виторган считает, что очень интересно, когда ты благодаря кино оказываешься во времени, в котором не был ни разу и думаешь не о себе. Иногда настолько вживаешься в роль, что это становится болезненно. Но бывает и наоборот – испытываешь радость и возрождаешься.
"Лишать жизней – преступление, а вот рожать – замечательно", - говорит Виторган.
С Эммануилом Гедеоновичем встретились на "Евразия-Кинофест" в Москве, где я впал такое же состояние, в которое окунулся тридцать пять лет назад на кинофестивале в Минске. Тогда будучи молодым киношником, реально ощутил силу единого мышления. На экране артисты проживают чужие жизни так, чтоб сидящим в зале из разных уголков мира всё было понятно. Через кино мы лучше познаём и духовно обогащаем друг друга.
Армению на "Евразия-Кинофест" представили Тигран Агаджанян с картиной "Пустота" и Татев Мкртчян, чей фильм "Папа" удостоился специального приза за лучшее воплощение режиссёрской идеи.
Кинофестиваль Евразия в Москве
© Sputnik / Ashot Gevorgyan
В беседе с актрисой Ольга Кабо запомнились слова о том, что в нас всех (неважно мы откуда) бьётся одно сердце, которое плачет, переживает и радуется за всех.
Работы конкурсантов оценивали двести кинодеятелей из восемнадцати стран. Директор фестиваля Тигран Кеосаян убеждён, что если человек не верит в свои силы, то финал предрешён.
"К людям, которые для себя что-то определили - тянутся. Это всё-таки сила. А вместе мы будем намного сильнее. Главное, чтобы во главе угла стояли общечеловеческие ценности. Без старших и младших, с уважением к культуре каждого народа", - говорит Кеосаян.
Он напомнил - кинематограф молодое искусство. При том, что больше четверти века мы живём в отрыве друг от друга и должны узнавать себя снова, советское кино нас сильно роднит. Это была уникальная и самостоятельная школа человеческого переживания. У нас не было "Калигулы", но было "Красное яблоко". Мы всегда будем вторичны, если будем снимать кино спецэффектов. Наша сильная сторона – смешное, грустное, трагикомичное и человеческое.
"Помните, Сереже Бодрову говорили, что его герой в "Брате" - герой поколения потерянной, измождённой и морально уничтоженной страны… Я не знаю, кто нынешний герой. Его выберет и назначит время. Самое ложное, если его будут выбирать не естественно, путём мозгового штурма", - говорит Кеосаян.
По его словам, всегда было смешно, когда говорили - вот есть кино для публики и есть авторское. Но разве Леонида Гайдая невозможно узнать? Он автор, он имеет свой почерк. А Данелия, Рязанов? Авторское кино – это то, что трогает за живое очень глубоко.
Кинофестиваль Евразия в Москве
© Sputnik / Ashot Gevorgyan
В этом смысле права Алёна Аршинова, директор Фонда "Евразия", который стал организатором кинофестиваля. Важно интеллектуальное кино, возвращение к истокам.
"Кинофестиваль - возвращение к нам самим. Это о том, как мы объединены общими ценностями. Бороться с историей и географией просто невозможно. Когда мы были вместе - рванули первыми в космос", - говорит она.
Кинофестиваль Евразия в Москве
© Sputnik / Ashot Gevorgyan
Фонд "Евразия" заявил о себе полгода назад. Аршинова метафорически называет свою организацию ледоколом традиционных ценностей, который был спущен на воду народной дипломатии и напоминает, что ошибки прошлого превращаются в опыт, и тогда их не хочется повторять.
Победителям кино-конкурса были вручены миниатюрные символические статуэтки Евразии. Материк обладает 70 % пресной воды и примерно 40 % полезных ископаемых планеты. Но самое ценное то, что Евразия объединяет миллиарды талантливых людей.